Обсуждаем

  • admin 10.10.2013
    Как подготовить автомобиль к з ... (1)
    admin-фото
    хм..интересно подметили в последнем абзаце про автозаправки. в наше время не стоит доверять никому, даже заправкам, лучше всегда заправляться тольок на проверенной заправке!
  • Костя 10.10.2013
    Камеры на дорогах станут узнав ... (1)
    Костя-фото
    ну конечно, всё через одно место делается в нашей стране. Какой то депутат или его родственник закупил новую партию видеокамер дорогущих, депутат просунул данный закон в думу, остальные его приняли и для родственника профит. Ну ёлки-палки...неужели нельзя было об этом думать ранее, про распознование лиц в машине, а не закупитть кучу дорогущих видеокамер, а потом купить кучу других видеокамер улучшеных......бред....
  • Гриша 09.10.2013
    Как и зачем убирать снег с маш ... (1)
    Гриша-фото
    спасибо автору статьи за эти дельные советы, которые так сильно пригодятся в наступающей зиме.
  • виталий 08.10.2013
    Форд и Шевроле - два автомобил ... (1)
    виталий-фото
    ничего себе, конструкторы конечно молодцы, вот бы видео этого шедевра увидеть, сча на ютубе посмотрю.
  • Макс 08.10.2013
    Обновление UAZ Patriot (1)
    Макс-фото
    да сколько бы они его не обновляли, эта машина всегда будет хламом, те кто в них ездили поймут о чём я)
  • Юрий 07.10.2013
    Jaguar XF — автомобиль для биз ... (1)
    Юрий-фото
    да, по описанию конечно этот автомобиль просто класс. посмотрим какой он будет на деле, я уже не очень верю в ягуары и ланд роверы с тех пор как их производство перенесли в Индию.
  • василий 06.10.2013
    Volkswagen берёт ориентир на б ... (1)
    василий-фото
    И правильно, полносью поддерживаю фольцваген, так как не только надо думать о бизнес классах!
  • sanek 05.10.2013
    Как улучшить автомобильный дви ... (1)
    sanek-фото
    Огромное спасибо за советы, я даже и не представлял себе, что так можно улучшить движок.
  • фёдор 04.10.2013
    Новые моторы в BMW M3 и M4 (1)
    фёдор-фото
    интересно интересно. Ну посмотрим что у них из этого получится, надеюсь эти движки будут куда лучше чем на e69 кузове...
  • Евгений 03.10.2013
    В декабре ожидается премьера п ... (1)
    Евгений-фото
    Ого, вот это новость! Шикарная машина просто. Надо скорее становится президентом, чтобы кататься на такой)) (шутка)
04
март

Схемы и конструкции кузовов

Схема расположения пассажирских мест зависит от компоновки автомобиля в целом и от расположения его агрегатов. Конструкция кузова прежде всего определяется его силовой схемой, т. е. системой воспринимающих нагрузку элементов.
Для оценки комфортабельности посадки пассажиров на задних сиденьях учитывают расстояние между спинками переднего и заднего сидений, ширину заднего сиденья и расстояние между кожухами задних колес.
Комфортабельность посадки на сиденьях переднего ряда можно оценить расстоянием от спинки до педалей, шириной сиденья и шириной кузова по линии подоконного бруса.
Примером удобного расположения пассажиров па обоих рядах сидений может служить автомобиль «Москвич-407» (фиг. 35).
Схемы и конструкции кузовов

Если принять условно для всех автомобилей в качестве удобного среднего размера расстояние между педалями и торцом переднего сиденья 440 мм, то при этом расстояние между спинками у автомобиля «Москвич-407» равно 795 мм. Ширина заднего сиденья составляет 1200 мм, ширина переднего сиденья 1100 мм, а внутренняя ширина кузова на высоте подоконника 1260 мм.
У автомобиля Ллойд LP600 (фиг. 36) расстояние между спинками 685 мм, ширина заднего сиденья 860 мм, ширина передних сидений 1015 мм (с учетом промежутка между сиденьями) и ширина кузова по подоконнику 1050 мм. Размеры заднего 'сиденья такие, что нельзя посадить двух взрослых пассажиров, как это предлагает фирма. Несомненно, что заднее сиденье фактически предназначено только для детей.
Схемы и конструкции кузовов

Автомобиль Фиат 600 (фиг. 37) с задним расположением двигателя имеет такие внутренние размеры, что хотя его база равна базе автомобиля Ллойд LP 600, местам второго ряда пассажиров уже отведено большее пространство; расстояние между спинками составляет 673 мм, ширина заднего сиденья 1250 мм, ширина передних сидений, включая расстояние между ними, 1085 мм, а ширина по подоконному брусу 1103 мм. Если продвинуть переднее сиденье еще вперед на 35 мм, как это сделано на последующей модели микроавтомобиля этой же фирмы (Фиат 500), то при такой же базе (2000 мм) можно уже получить пространство длиной 710 мм для размещения мест второго ряда пассажиров В автомобиле Фиат 500 не использована эта возможность и вместо этого сокращена база автомобиля для уменьшения его размеров и веса.
Схемы и конструкции кузовов

При дальнейшем продвижении переднего сиденья вперед компоновка автомобиля становится вагонной или полувагонной. Примером такой конструкции служит расположение сидении в кузове автомобиля БМВ 600 (фиг. 38). Переднее сиденье этого автомобиля продвинуто вперед по сравнению с автомобилем Фиат 600 примерно на 425 мм. Это расстояние в основном использовано фирмой для сокращения базы (на 300 мм). Расстояние между спинками 760 мм, дополнительно компенсировано более прямой посадкой (угол между подушкой и спинкой равен 93 вместо обычного 100 ) и очень большой шириной заднего сиденья (1185 мм). Ширина переднего сиденья равна 1050 мм при ширине кузова по подоконному брусу 1180 мм.
Примером неудачной компоновки микроавтомобиля является, как уже указывалось, автомобиль Гоггомобиль 600. Если сиденье водителя отодвинуть от педалей на те же 440 мм, как это делается при анализе остальных автомобилей, то оно окажется удаленным от передней осп на 657 мм. При базе 2000 мм это позволяет иметь расстояние между спинками сидении 675 мм, что в сочетании с малой высотой сиденья делает посадку очень неудобной.
Схемы и конструкции кузовов

По схеме и конструкции несущей системы кузовы можно разделить на следующие:
1) несущие цельнометаллические;
2) цельнометаллические с несущим основанием пли рамой;
3) каркасные, несущие или рамные и комбинированные, состоящие из металла и пластмассовых панелей;
4) пластмассовые.
Несущие цельнометаллические кузовы для микроавтомобилей обычно делают такими же, как и аналогичные кузовы автомобилей более высоких классов и групп, например малолитражных.
Схемы и конструкции кузовов

Особенностью дзухдверного несущего кузова автомобиля Фиат 600 является применение крупных панелей, соединенных между собой точечной сваркой. Передняя часть кузова состоит всего из трех наружных панелей. Вся боковина штампована как одно целое, включая проем двери и заднее крыло. Крыша служит замыкающим звеном для всех наружных панелей кузова. Несмотря на возможность получения больших отходов из-за проемов дверей и окон, выгода от применения крупнопанельных блоков в процессе сборки превышает затраты на сложные штампы и некоторые потери из-за трудности использования отходов. Панель пола переходит в нижнюю часть переднего щита и в несущую панель задней части кузова. Нижняя панель переднего щита усилена специальными контрфорсами, которые являются основой крепления передней рессоры. Верхняя часть переднего щита переходит в пол багажника и соединяется с обоими кожухами передних колес, в свою очередь, сваренных с крыльями. Все эти части связываются щитом приборов. Таким образом, передняя часть кузова является пространственно жесткой системой. Существенным недостатком этого кузова является неразборное крепление крыльев.
По середине панели пола проходит кожух туннельного типа четырехугольного сечения, одновременно являющийся воздухопроводом для системы отопления и обдува ветрового стекла, а также защитой для тяг и механизмов управления коробкой передач, ручным тормозом, стартером и карбюратором. Кожух присоединен точечной сваркой по всей длине к полу и торцами к переднему щиту и задней панели основания. Задняя панель основания значительно усилена кожухами задних колес и двумя лонжеронами коробчатого сечения, а также специальной поперечиной, идущей от одного колесного кожуха к другому. С помощью колесных кожухов, порогов, переднего щита и панели, отделяющей двигатель от пассажирского помещения, основание очень прочно связано с наружными облицовками, образующими как бы «скорлупу» кузова.
Интересной особенностью этого кузова являются места фланцевых соединении отдельных панелей. Все отбортовки выведены наружу, поэтому можно широко применять роликовую и контактную сварку, плотно сжимая при этом связываемые панели.
При эксплуатации выявилось, что он достаточно прочен и удобен, Слабыми местами оказались узлы крепления кронштейнов задней подвески и маятника поперечной рулевой тяги, где после 15—18 тыс. км пробега по булыжному шоссе появились трещины.
В процессе модернизации автомобили Фиат 600 (кузов выпускается с 1953 г.) в модели 1958 г. были внесены изменения. В частности, на модели 1953—1957 гг. стекла были раздвижными и это объяснялось фирмой не столько желанием упростить и удешевить конструкцию, сколько стремлением несколько расширить зону кузова в месте расположения рулевого колеса за счет применения более тонких дверей. Однако длительная эксплуатация автомобилей с таким оконным устройством показала, что раздвижные стекла неудобны. Их легко заедает в направляющих, они стучат при движении по плохим дорогам и в условиях езды зимой примерзают, не давая возможности ни открыть, ни закрыть окно, особенно если автомобиль выехал из теплового помещения, В 1958 г. раздвижные стекла были заменены опускающимися; при этом пришлось отказаться от специальных «выемок» во внутренней панели двери, куда могли заходить локти водителя и пассажира.
Недостатком кузова Фиат 600 является малый объем расположенного спереди багажника, так как в нем одновременно располагаются бензобак, запасное колесо и инструменты. Поэтому за спинкой заднего ряда сидений создано пространство, которое может служить дополнительным помещением для багажа. Несколько стеснено место расположения педалей управления. Обычно считают, что для их свободного размещения и удобства управления автомобилем необходимо пространство шириной около 350-100 мм. В кузове же автомобиля Фиат 600 для педалей отведено всего 340 мм, причем положение ног с одной стороны ограничено кожухом колеса, а с другой — центральным туннелем.
Схемы и конструкции кузовов

Весьма оригинальна и эффективна система отопления кузова и обдува ветрового стекла (фиг. 40). Для отопления используется горячий воздух, нагревающийся при прохождении его через радиатор. Так как радиатор находится рядом с двигателем, то воздух, прошедший через него, не насыщен масляными парами и отработавшими газами и достаточно чист для использования в кузове. Пройдя радиатор, он может быть или выпущен прямо в атмосферу (летом), или направлен через усилительный туннель в кузов. По желанию водителя теплый воздух с помощью регулировочной заслонки можно направить на обдув ветрового стекла и через специальное отверстие на обогрев кузова.
Схемы и конструкции кузовов

Конструктивная схема кузова более новой модели микроавтомобиля Фиат 500 похожа на кузов автомобиля Фиат 600, но в него введен ряд конструктивных и технологических изменений. В кузове Фиат 500 цельнометаллическая крыша для уменьшения стоимости и глушения шума заменена мягким складным верхом (фиг. 41). Конструкция мягкого верха такова, что для его натягивания на запорное устройство не требуется особых усилий или специального направляющего устройства. Верх свертывается в трубку и крепится сзади резиновым ремнем.
Кроме опускающихся стекол, кузов снабжен вентиляционными бессквозниковыми форточками. Кузов дополнительно может вентилироваться через специальные воздуховоды, распложенные в передней облицовке. Отверстия в воздуховодах закрываются при помощи специальной рукоятки, находящейся в кузове. Схема отопления кузова напоминает схему отоплении автомобиля Фиат 600. но вместо теплого воздуха, идущего через радиатор, используется воздух, охлаждающий двигатель. Во избежание попадания отработавших газов в кузов для отопления берется воздух, идущий вне зоны выпускных патрубков. Технологически кузов сделан весьма совершенно.
В автомобиле Фиат 500 широкое применение получили крупные панели. Вся боковая сторона, включая переднее и заднее крылья боковые части крыши и задняя часть составляют одно целое. Спереди кузов замыкается одной крупной панелью облицовки, у ветрового стекла — двумя небольшими панелями, создающими верх и низ ветровой рамы, и сзади — двумя поперечными элементами, образующими помещение для двигателя.
Кожухи колес сварены с наружными облицовками и основанием кузова. Последнее имеет большое сходство с основанием кузова Фиат 600, но передняя рессора укреплена не на контрфорсах а опирается на днище кузова. Там, где были у автомобиля Фиат 600 контрфорсы и крепилась рессора, у автомобиля Фиат 500 установлены рулевой механизм и маятник поперечной тяги. Нужно указать, что прочность кузова Фиат 500 в этих местах оказалась также недостаточной и после пробега 18 тыс. км по булыжному шоссе были обнаружены трещины, нарушающие жесткость кузова.
Схемы и конструкции кузовов

На автомобиле Веспа 400 установлен несущий кузов с числом мест 2+2 (фиг. 42). Для упрощения и удешевления часть внутренних несущих панелей заменена усилителями каркасного типа. Пол усилен по краям двумя мощными порогами закрытого сечения и в средней части туннелем, через который проходят тяги управления и воздух для обогрева ветрового стекла. Запасное колесо уложено под правым передним сиденьем в специальной выдавке в полу, что, конечно, не может считаться удачным вследствие того, что уличная грязь вместе с колесом попадает в кузов.
Для массового производства также широко применяются цельнометаллические кузовы, имеющие несущее основание или рамы. Кузов этого типа применен, например, на автомобиле Ситроен 2CV, выпуск которого составляет около 400 шт. в день. Автомобиль Ситроен 2CV (см. фиг. 2) предназначен для удовлетворения широких слоев населения, и вся конструкция, включая -кузов, преследует одну цель — дать наиболее дешевый автомобиль. Для удешевления и упрощения кузов лишен металлической крыши и снабжен скатывающимся тентом оригинальной конструкции. Тент натягивается по двум направляющим, одновременно служащими водосливами, и по одерживается при помощи поперечных резиновых ремней. Внешние формы кузова весьма просты и не могут быть признаны красивыми. Панели выполнены по возможности без глубоких вытяжек, что, конечно, несколько облегчает процесс самого изготовления, но влияет на формы и жесткость. Кузов автомобиля Ситроен 2CV весит всего 217 кг, в то время как вес кузова автомобиля Фиат 600 при меньших размерах равен 286 кг. Небольшой вес, безусловно, является следствием упрощенной внешней формы.
Так же как у кузовов Фиат 600 и 500, заметно стремление применить в этом кузове крупнопанельные элементы. Вся боковина, от задних крыльев до ветрового стекла, включая боковую часть крыши, выштампована как одно целое.
Схемы и конструкции кузовов

Весьма просто решена задача навески дверей на стойке (фиг. 43). Плоская дверь висит на штампованных петлях, образованных из загнутого во внутрь листа двери по всей ее высоте. Осью петли служит круглый пруток длиной, равной высоте двери, закрепленный в полу и в верхней части дверного проема в специальных одинаковых для всех четырех дверей и направляющих.
Вследствие большой длины опорной поверхности петли мало изнашиваются и крепление двери не ослабляется, несмотря на примитивность конструкции.
Очень просто, но неудовлетворительно, выполнены дверные стекла. Нижняя половина стекла откидывается вверх и крепится резиновыми кнопками. Такая конструкция имеет ряд недостатков. Кнопки не в состоянии удержать стекло и на ходу, от тряски оно закрывается. Открывать и поднимать стекла можно только обеими руками, поэтому водитель должен остановить автомобиль. Проем открытого стекла мал, низко расположен и не дает возможности высунуть голову из автомобиля.
Оригинально сконструирована система вентиляции и обдува ветрового стекла. Внизу по всей длине ветрового стекла расположен короб, куда при поднимании (с помощью винта) специальной крышки поступает встречный воздух, очищая запотевшее стекло Сетка в коробе предохраняет кузов от попадания крупных частичек пыли. Опробование этого устройства в зимних условиях Советского Союза показало, что эта система работоспособна, однако руки водителя при этом сильно охлаждаются.
Для отопления кузова используют теплый воздух, омывающий цилиндры впереди расположенного двигателя и выпускные трубы В зимних условиях эта система недостаточно эффективна.
Очень просты и легки сиденья. Они состоят из трубчатого каркаса с резиновыми перемычками па спинке и сиденьи, покрытыми тонким ватником, обтянутым материей. Такие сиденья достаточно удобны, но трубчатый каркас их непрочен.
Схемы и конструкции кузовов

В автомобиле Ситроен 2CV рама является несущим основанием кузова (фиг. 44). Она состоит из двух легких штампованных лонжеронов коробчатого профиля, образованных путем роликовой сварки двух легких штампованных швеллеров. Сверху и снизу оба лонжерона покрыты тонкими стальными листами, приваренными к ним точечной сваркой. Таким образом создана конструкция. обладающая большой жесткостью и позволяющая полностью разгрузить кузов от скручивающих и изгибающих усилий Верхний лист одновременно служит полом. Кузов укреплен болтами. присоединенными к раме на специальных кронштейнах.
Каркас кузова изготовлен из листового материала. Правая и левая продольные каркасные фермы связаны между собой профилированными, очень легкими поперечинами, также сделанными из листового материала. Ветровая рама замыкает верхнюю часть каркаса; внизу силовой деталью служит щит двигателя. Все элементы каркаса кузова связаны с облицовкой точечной, часто одноконтактной сваркой, причем следы сварки не закрываются; не применены ни сплавка, Ни декоративные штабики.
Штампованное несущее основание применяет другая французская фирма — Рено в последней модели Рено Дофин. Ежедневный выпуск этой модели доходит до 1400 автомобилей.
Схемы и конструкции кузовов

В отличие от автомобиля Ситроен 2CV автомобиль Рено Дофин имеет цельноштампованный сварной кузов, по внешности не уступающий самым современным автомобилям, а по соединениям элементов близкий к ранее описанному кузову Фиат 600. Его несущее основание (фиг. 45) состоит из глубоких поперечин и краевых лонжеронов, образующих мощный обвод по контуру кузова. Профиль лонжеронов закрытый. Все элементы основания сварены между собой точечной сваркой. Форма основания сложная, повторяющая внешние обводы кузова, с выемками для колесных кожухов. Точность изготовления основания должна быть высокой. Нa такой большой штампованной летали важно выдерживать с необходимой точностью расположение отверстий для крепления передней и задней подвесок, так как разница в базе справа и слева не должна превышать 2—3 мм. Кузов (фиг. 46) сварен с основанием по всему внешнему обводу точечной сваркой, причем везде можно применять контактные сварочные клещи вследствие того, что все соединения являются открытыми. Из-за сложности формы кузова лонжероны разделены по длине на две части и соединены между собой при помощи вкладки, служащей одновременно усилителем. Все соединения по линии сопряжения кузова и основания сконструированы таким образом, что каждое соединение является только двухслойным.
Схемы и конструкции кузовов

Поперечины основания, имеющие сложную форму, получены при помощи глубокой вытяжки. Снизу они закрыты листом, а в местах соединения с деталями крепления подвески усилены специальными накладками. Соединяются отдельные элементы поперечин при помощи точечной сварки. В отличие от несущих кузовов автомобиля Фиат кузов автомобиля Рено Дофин из-за наличия несущего основания имеет съемные крылья, крепящиеся на болтовых соединениях. В результате тщательной отработки конструкции и применения тонких листовых материалов толщиной около 0,7 мм кузов автомобиля Рено Дофин отличается от других подобных кузовов небольшим весом.
Система отопления, принятая на стандартной модели автомобиля Рено Дофин, отличается простотой и дешевизной. Теплый воздух от радиатора поступает через специальные уловители к трубопроводы, идущие в пассажирское помещение и к ветровому стеклу. Воздух нагнетается с помощью вентилятора двигателя. Так как воздух забирается непосредственно за радиатором, то он достаточно чист и не имеет запаха. Однако такая система пригодна только для автомобилей, эксплуатирующихся в странах, где температура зимой не понижается ниже -10°С. На автомобилях, предназначенных для всех остальных стран, фирма устанавливает специальный воздухоподогреватель с отводом в него горячей воды из головки цилиндров двигателя. Подача теплого воздуха осуществляется центробежным вентилятором с приводом от электродвигателя. Воздух из подогревателя поступает в кузов и к ветровому стеклу по отопительным воздуховодам.
За последнее время, наряду со штампованными несущими кузовами, появилось довольно много разновидностей каркасных кузовов.
Каркасный кузов технологически более прост; для его изготовления не требуется такого количества сложного инструмента и приспособлений, как для цельноштампованных конструкции. Это прежде всего объясняется отсутствием внутренних несущих панелей и необходимостью их соединения с внешними панелями кузова. Каркасные кузовы имеют жесткую пространственную ферму, облицованную наружными и внутренними декоративными панелями. Эти панели в некоторых случаях могут служить также и силовыми элементами, разгружая каркас, но. как правило, основные нагрузки воспринимает каркас.
Схемы и конструкции кузовов

Представляет интерес каркасная конструкция кузова автомобиля Цюндап Янус (фиг. 47). Его конструкция представляет собой продольные легкие профили, связывающие боковые шпангоуты снизу, усиленные в среднем поясе боковыми несущими панелями. Крыша как бы заменяет шпренгель, замыкающий ферму. Элементы подвески автомобиля укреплены на кованых кронштейнах (см. фиг. 18) к специальным выступам, выштампованным в основании и усиленным накладками. Вперед и назад от мест крепления подвесок идут лонжероны коробчатого сечения На этих лонжеронах установлена главная передача и кронштейн маятника рулевого привода.
Передняя и задняя торцовые двери одинаковы, вследствие чего одна должна открываться направо, другая налево. Хотя все элементы несущей системы изготовлены из легких профилей, каркасы дверных проемов сделаны из гнутых труб, что сообщает им большую жесткость. Двери навешены на больших петлях, прикрепленных болтами к трубам. Несмотря на то, что форма кузова симметричная, передние и задние крылья не одинаковы на размерам и форме, что сделано художником, очевидно, для внешнего отличая передней и задней частей автомобиля. В отношении ремонта было бы желательно иметь попарно одинаковые передние и задние крылья, отличающиеся только декоративными накладками.
Схемы и конструкции кузовов

Другой кузов каркасного типа — кузов автомобиля БМВ 600 снабжен достаточно прочной рамой с лонжеронами закрытого профиля (фиг. 48). Вследствие применения передней подвески типа Дюбонс балка передней оси, также штампованная из листа и приваренная к лонжеронам, используется в качестве одной из поперечин рамы.
Кузов съемный, соединяющийся с рамой при помощи болтов, с применением резиновых прокладок. Каркас кузова комбинированный, состоящий из двух трубчатых замкнутых ферм, одна из которых является каркасом дверного проема (аналогично кузову Цюндап Янус), и штампованных поясов, служащих в качестве подоконного бруса и обвода крыши. Эти штампованные пояса имеют Ω-образное сечение.
Конструкция кузова очень жестка и прочна. Это показали испытания, проведенные в СССР в тяжелых дорожных условиях. Боковая дверь для заднего ряда сидении не ослабляет кузова. Особенностью конструкции задней двери является отсутствие рамки у дверного подъемного стекла. Навески передней двери и их метод закрепления на каркасе отличаются надежностью, а конструкция аналогична кузову Цюндап Янус. Как и у последнего, замок передней двери не защелкивающий, а затяжной, что обеспечивает хорошую плотность прикрывания двери. Уплотнение достигается мягким резиновым профилем, идущим по периметру двери. Надежность крепления запертой двери важна особенно потому, что на ней установлен верхний кронштейн рулевой колонки, которая откидывается при открывании двери. Облицовка кузова в месте соединения с трубчатым каркасом дверного проема сваривается одноконтактным способом, но во всех остальных местах, где проходят штампованные пояса, применяется обычная точечная сварка.
Схемы и конструкции кузовов

Следует отметить, что конструкция кузова автомобиля БМВ 600, так же как и кузова автомобиля Цюндап Янус, была обусловлена незначительными масштабами производства. Принято считать, что затраты на изготовление штампов полностью окупаются примерно после одного миллиона штамповок. Производительность каждого из этих заводов не превышает 50—100 автомобилей в день (15—30 тыс. в год), поэтому если бы для их производства были затрачены большие средства на изготовление штампов, то даже при выпуске модели в течение пяти лет затраты на штампы, сварочные кондукторы и приспособления не окупились бы. Издержки на организацию производства увеличили бы стоимость автомобиля, что понизило бы его конкурентные возможности. Поэтому конструкция кузова, составляющего в легковом автомобиле около 40% его стоимости, должна соответствовать масштабу производства В данном случае наиболее подходящей являлась конструкция каркасного типа как более простая в отношении организации и оснащения производства.
Представляет интерес в этом отношении конструкция каркасного кузова (фиг. 49), изготовленного в качестве экспериментального образца в НАМИ. В этом кузове рама, выполненная из закрытого Ω-образного профиля, является неотъемлемой частью каркаса, который к ней приварен. Нижняя часть рамы-каркаса несет на себе переднюю и заднюю подвески Наклонная часть рамы, начинающаяся от среднего шпангоута, образованного поперечиной, вертикальными стоиками и дугой крыши, связывается с задними стойками, являющимися основой каркаса задней части кузова. Подоконный брус связывает средний шпангоут и задние стойки, образуя жесткую и прочную конструкцию.
Передняя ветровая рама как силовой элемент отсутствует. Крыша из пластмассы укреплена на дуге шпангоута и поддержана стойками переднего и заднего стекол. В пластмассовую крышу заделан круговой водослив, приваренный ко всем стоикам. Несущим элементом передней части кузова является передний щит, связанный с полом внутренними кожухами колес и днищем багажника и укрепленный щитом приборов. Сварка производится, как обычно, но фланцам собираемых детален. Передний щит и пол усилены кожухом, через который проходят тяги от рычага переключения ручного тормоза. Вся передняя часть и пол кузова при варены к лонжеронам. Детали наружных панелей закреплены на силовом каркасе кузова и не воспринимают усилии, вследствие чего их можно делать из пластмассы. На экспериментальном образце из пластмассы сделаны передние крылья, капот, облицовка передней части кузова и крыша, соединенные с остальными деталями точечной сваркой через специальные фланцы, вклеенные при полимеризации пластмассы.
Схемы и конструкции кузовов

Переднее стекло установлено в формованную резину, одновременно закрепленную на стойках и на специальной штампованной детали, приваренной к водосливу крыши, в результате чего отпадает необходимость в сложной декоративной детали — раме переднего стекла. Снизу стекло приподнимается наклонными нажимными регулируемыми упорами, которые создают необходимую плотность в месте соединения стекла и крыши. Боковые стекла вставлены в резиновые уплотнители подобного типа. Для таких уплотнителей не требуется точного изготовления оконного проема, так как стекла дверей не имеют рамок, и нужное уплотнение достигается особой формой резинового уплотнителя (фиг. 50).
Примером комбинированного кузова, имеющего металлическую основу и пластмассовые панели, является кузов автомобиля Трабант (фиг. 51). В качестве материала применяется так называемый бумлитье-дуропласт, представляющий собой полимеризованные креозольные и фенольные смолы с наполнением из очесов хлопка и соломы. Этот материал имеет сравнительно низкую стоимость. Однако при его применении для панелей кузовов выигрыша в весе, по сравнению с металлическими кузовами, не получается, так как из-за низких физико-механических свойств этого материала (со противление растяжению равно 9,5 кг/мм2) требуется увеличенная толщина панелей.
Схемы и конструкции кузовов

На новой модели автомобиля Трабант полностью отказались от деревянных элементов в каркасе, применяемых ранее фирмой на автомобиле Р-70. Кузов автомобиля Трабант имеет несущее штампованное основание с металлическим каркасом^ образуемым внутренними панелями, контуром дверного проема, рамой ветрового стекла и внутренним обводом крыши. Передний щит связывает каркас с несущим основанием. Силовой агрегат, расположенный спереди, крепится при помощи двух фланцев к передней части несущего основания, в зоне соединения с передним щитом. На силовой каркас закрепляются съемные декоративные облицовочные панели из дуропласта. Места соединений закрыты штабиками.
Схемы и конструкции кузовов

К пластмассовым кузовам относятся кузова автомобилей Аволетт и Виктория Шпатц (фиг. 52) упрощенной формы. Они обычно выполняются по типу «мыльницы» из двух соединяющихся по средней линии частей. В верхней половине вместо дверей сделаны вырезы для входа в автомобиль. Автомобили с кузовами такого типа имеют, как правило, незначительный вес.
Вес автомобиля Виктория Шпатц всего 320 кг, несмотря на большую длину (3400 мм). В качестве материала для кузова применяется пластмасса, состоящая из стекловолокна и полимеризованных полиамидных смол.
Кузов из пластмассы применен на ряде английских автомобилей малого класса, в том числе на мотоколяске Фриски. На опытном образце мотоколяски Фриски кузов закрытый, с откидывающимися вверх дверями для сохранения высокого порога, обеспечивающего необходимую прочность «кузова. Кузов этого типа оказался непрактичным прежде всего потому, что при ломаной линии стыка дверей с кузовом чрезвычайно трудно получить качественное уплотнение. Серийная модель автомобиля Фриски имеет упрощенный открытый кузов (фиг. 53).
Схемы и конструкции кузовов

Схемы и конструкции кузовов
Схемы и конструкции кузовов

В Чехии был построен опытный образен автомобиля Авиа 350 (фиг. 54) с алюминиевым кузовом и алюминиевым или пластмассовым верхом (с применением стекловолокна и полиэфирных смол). У этого автомобиля колпак крыши сдвигается назад по специальным направляющим. В стыке колпака с рамкой переднего стекла имеются резиновые уплотнители и специальный водослив, защищающий внутреннюю часть кузова от попадания воды. Надлежащего уплотнения от влаги такая конструкция не обеспечивает.
Кроме применения пластмассовых деталей, в этом кузове представляет интерес расположение сидении. Количество мест — три, причем водитель сидит в середине несколько впереди, а два пассажира — по бокам. Вход в автомобиль на сиденье водителя и выход из автомобиля с этого сиденья затруднительные и неудобные. В частности, это объясняется тем, что порог достигает высоты 405 мм. В результате широкого применения алюминия и пластмассы, а также легкости агрегатов шасси и двигателя вес автомобиля составляет всего 365 кг.
При оценке компоновки и конструкции кузовов .необходимо-принимать во внимание обзорность, связанную со схемой кузова. Для получения объективных показателей в НАМИ принят метод фотографирования участка дороги, видимого с места водителя При этом объектив аппарата устанавливают на уровне глаз водителя среднего роста (170 см). Участок дороги представляет собой ровную площадку размером 10х13 м, разделенную на квадраты размером 1х1 м. Автомобиль устанавливают по средней линии передними колесами у границы испытательной площадки.
На фиг. 55 показана панорама, снятая фотоаппаратом, установленным в автомобиле Фиат 600.
Схемы и конструкции кузовов

Отношение заснятой фотоаппаратом площади к общей площади 130 м2 испытательной площадки называется коэффициентом обзорности. В табл. 12 приведены эти коэффициенты по ряду автомобилей, проходивших испытание в НАМИ. Наилучшей обзорностью обладают автомобили, у которых место водителя придвинуто к передней оси.

 

Похожие новости

Преимущества несущих кузовов
Как уже сказано, восприятие кузовом различных нагрузок и усилий при движении автомобиля и при работе его...

Целесообразная конструкция стального кузова. Вес кузовов
Ранее были перечислены требования, предъявляемые ко всякому кузову. Выше были указаны также правильные приемы...

Примеры конструкции металлического кузова легкового и кабины грузового автомобиля
Конструкция большинства элементов металлического корпуса одинакова как для ненесущих, так и для несущих...

Примеры конструкции кузовов с деревянным каркасом
Грузовой фургон «Москвич» (фиг. 159) имеет двухместное переднее сиденье и грузовое помещение в задней части...

Общие сведения о типах конструкции корпуса кузова
Требования к конструкции корпуса. Корпус является самой большой по размерам и важнейшей частью кузова. Корпус...