Обсуждаем

  • admin 10.10.2013
    Как подготовить автомобиль к з ... (1)
    admin-фото
    хм..интересно подметили в последнем абзаце про автозаправки. в наше время не стоит доверять никому, даже заправкам, лучше всегда заправляться тольок на проверенной заправке!
  • Костя 10.10.2013
    Камеры на дорогах станут узнав ... (1)
    Костя-фото
    ну конечно, всё через одно место делается в нашей стране. Какой то депутат или его родственник закупил новую партию видеокамер дорогущих, депутат просунул данный закон в думу, остальные его приняли и для родственника профит. Ну ёлки-палки...неужели нельзя было об этом думать ранее, про распознование лиц в машине, а не закупитть кучу дорогущих видеокамер, а потом купить кучу других видеокамер улучшеных......бред....
  • Гриша 09.10.2013
    Как и зачем убирать снег с маш ... (1)
    Гриша-фото
    спасибо автору статьи за эти дельные советы, которые так сильно пригодятся в наступающей зиме.
  • виталий 08.10.2013
    Форд и Шевроле - два автомобил ... (1)
    виталий-фото
    ничего себе, конструкторы конечно молодцы, вот бы видео этого шедевра увидеть, сча на ютубе посмотрю.
  • Макс 08.10.2013
    Обновление UAZ Patriot (1)
    Макс-фото
    да сколько бы они его не обновляли, эта машина всегда будет хламом, те кто в них ездили поймут о чём я)
  • Юрий 07.10.2013
    Jaguar XF — автомобиль для биз ... (1)
    Юрий-фото
    да, по описанию конечно этот автомобиль просто класс. посмотрим какой он будет на деле, я уже не очень верю в ягуары и ланд роверы с тех пор как их производство перенесли в Индию.
  • василий 06.10.2013
    Volkswagen берёт ориентир на б ... (1)
    василий-фото
    И правильно, полносью поддерживаю фольцваген, так как не только надо думать о бизнес классах!
  • sanek 05.10.2013
    Как улучшить автомобильный дви ... (1)
    sanek-фото
    Огромное спасибо за советы, я даже и не представлял себе, что так можно улучшить движок.
  • фёдор 04.10.2013
    Новые моторы в BMW M3 и M4 (1)
    фёдор-фото
    интересно интересно. Ну посмотрим что у них из этого получится, надеюсь эти движки будут куда лучше чем на e69 кузове...
  • Евгений 03.10.2013
    В декабре ожидается премьера п ... (1)
    Евгений-фото
    Ого, вот это новость! Шикарная машина просто. Надо скорее становится президентом, чтобы кататься на такой)) (шутка)
04
март

Схемы и компоновки микроавтомобилей

За последнее время в мировой автомобильной промышленности наметилось определенное направление в отношении общей компоновки микроавтомобилей, а также мотоколясок, — отказ от трехколесной схемы компоновки и переход к четырехколесной. Автомобили, скомпонованные по трехколесной схеме, не имеют необходимой комфортабельности, устойчивости и проходимости.
В связи с этим трехколесные автомобили, как неперспективные, в настоящей работе не рассматриваются.
По числу мест в кузове микроавтомобили могут быть разделены на три типа: двухместные, 2 + 2-местные (два места для взрослых и два места для детей) и четырехместные. Двухместные автомобили почти не встречаются. Широко распространенные 2 + 2-местные автомобили почти полностью их вытеснили.
Прежде чем рассматривать конструкцию отдельных узлов микроавтомобиля, нужно оценить компоновку автомобиля в целом, т. е. его схему. Выбор рациональной схемы для микроавтомобиля заключается прежде всего в решении проблем веса, распределения нагрузки по осям, прочности и, наконец, необходимого пространства для пассажиров.
Иногда для принятой конструктивной схемы требуется создание специальных агрегатов, которые по уровню техники данного периода еще недостаточно совершенны и не обеспечивают надежной и качественной работы автомобиля. Тогда от таких схем обычно отказываются и вновь приходят к ним, спустя определенное время, когда уровень производства и наличие необходимых материалов позволяют это осуществить. В качестве примера можно указать на внедрение несущих кузовов, известных еще в 20-х годах, но вошедших в практику массового про изводства только в конце 30-х годов и особенно после второй мировой войны.
Автомобиль небольших размеров нелегко сделать достаточно просторным и комфортабельным. В связи с этим почти ежегодно появляются все новые компоновочные схемы. Известно, что для получения просторного и удобного для пассажиров кузова необходимо вынести двигатель за пределы колесной базы Ho это оказалось сложно не только -конструктивно, но и технологически. В течение многих лет делались попытки построить автомобили такого типа, но уровень техники фактически до последнего десятилетия был таков, что надежность этих автомобилей была недостаточно высока. Например, автомобили с задним расположением двигателя стали .появляться еще в 30-х годах, однако из-за большого веса выпускавшихся тогда двигателей и связанной с этим плохой устойчивостью автомобилей они не имели в то время распространения.
Микроавтомобили первых массовых выпусков были уменьшенной копией больших автомобилей, но со стесненными и недостаточными размерами пассажирского помещения. Они были относительно тяжелы и главное очень мало надежны. С момента появления микроавтомобиле1 прошло более 30 лет. За эти годы техника шагнула далеко вперед. При небольших габаритных размерах автомобилей стало возможным комфортабельно разместить пассажиров и обеспечить надежность таких автомобилей и достаточный срок их службы.
Схемы и компоновки микроавтомобилей

Чтобы достигнуть этого, пришлось отказаться от обычных схем компоновки. В настоящее время для микроавтомобилей в основном применяются следующие схемы (фиг. 1):
1 — двигатель установлен впереди; передние колеса ведущие;
2 — двигатель установлен впереди; задние колеса ведущие;
3 — двигатель расположен сзади; задние колеса ведущие
Для последней схемы компоновки возможны следующие варианты. Если первый ряд мест для пассажиров расположен над передней осью, то такие схемы компоновок условно называют вагонными. Если же первый ряд мест для пассажиров расположен в пределах базы, но ноги пассажиров находятся в зоне передней оси, то такие схемы компоновок условно называют полувагонными.
Вынесение двигателя за базу, вперед или назад, которое сейчас стало обязательным для микроавтомобилей, в значительной степени расширяло пассажирское помещение. Одной из первых такую конструкцию применила фирма Штейер на автомобиле модели 500 выпуска 1938 г. У этого автомобиля четырехцилиндровый двигатель с противолежащими цилиндрами водяного охлаждения был вынесен вперед за переднюю ось; ведущими были задние колеса. При короткой базе на автомобиле можно было относительно удобно разместить четырех пассажиров, однако карданный вал, проходящий в туннеле под полом кузова, создавал неудобства пассажирам. После появления нескольких автомобилей подобных типов стало ясно, что до тех пор, пока не удастся отказаться от карданного вала, как передаточного элемента трансмиссии (между коробкой передач и главной передачей), сделать удобным пассажирское помещение автомобиля при короткой базе будет затруднительно.
Поэтому следующим этапом в создании микроавтомобиля при выносе двигателя за переднюю ось было применение привода на переднюю ось. Такой привод позволяет объединить двигатель, коробку передач и главную передачу в единый блок. При этом не только увеличилось пространство для размещения пассажиров, но и уменьшился вес автомобиля из-за отсутствия карданного вала и уменьшения веса картера главной передачи. Кроме удобного расположения пассажиров, автомобиль с передними ведущими колесами обладал, как известно, хорошей устойчивостью на поворотах.
Казалось, что эта схема является наилучшей для создания легкого и удобного микроавтомобиля. В 30-х годах много автомобильных фирм начали выпускать автомобили подобной конструкции. Например, в 1934 г. во Франции началось массовое производство автомобилей Ситроен 7. В Германии еще в 20-х годах фирмой Форан была разработана конструкция автомобиля с приводом на передние колеса. По этому типу были построены автомобили Адерл Трумпф и Юниор, Ганза—Ллойд, Ауди, ДКВ-600 и ряд других. Даже в США также была создана модель автомобиля с приводом на переднюю ось (Корд). Однако в большинстве случаев эти автомобили не выдержали испытания временем. Только две фирмы (Ситроен и ДКВ) сохранили в своем типаже подобные модели.
Это произошло прежде всего потому, что привод к передней ведущей оси, особенно узел кардана полуоси, был несовершенен. Применяемые конструкции так называемого двойного кардана не имели достаточного срока службы. Однако в течение последующих лет был создай ряд специальных карданных сочленений, обеспечивающих равномерность угловой скорости. Карданы Рцеппа, Бендикс-Вейсса и Тракта оказались наиболее удачными. В результате этого конструкция передней ведущей оси оказалась достаточно совершенной, поэтому было начато массовое производство автомобилей с приводом на переднюю ось. Две крупные фирмы, изготовляющие микроавтомобили, — Ситроен во Франции и Ллойд в ФРГ организовали выпуск таких автомобилей, доходивший у фирмы Ситроен до 126 000 и у Ллойда до 50 00 автомобилей в год.
Однако в процессе эксплуатации выявились также существенные недостатки такой компоновки. Главный из них — недостаток сцепного веса автомобиля при движении по скользким грунтам и на подъемах. Это понижает проходимость, а устранить этот дефект затруднительно. Например, у автомобиля Ситроен 2CV нагрузка на переднюю ведущую ось при полном числе пассажиров равна всего лишь 47%, а у автомобиля Ллойд 600 — даже 46%. Необходимо учесть, что при передаче крутящего момента передняя ось разгружается. Кроме того, привод на передние «колеса как конструктивно, так и технологически оказался намного сложнее и дороже привода на задние колеса.
Недостатком схемы с передним расположением двигателя является относительно низкий коэффициент использования базы, не превышающий 0,88.
Компоновка автомобиля Ситроен 2CV с приводом на передние колеса показана на фиг. 2, а общий вид -силового блока этого автомобиля — на фиг. 3. Двигатель при этой компоновке расположен впереди оси, двухвальная коробка передач — сзади, а главная передача — между ними. Весь силовой блок с колесами и подвеской составляет один общий агрегат, который может быть снят с шасси. Это значительно облегчает производство сложных ремонтных работ и замену в случае необходимости одного агрегата другим. Последнее обстоятельство особенно важно, так как потребность в ремонте у микроавтомобилей возникает чаще, чем у автомобилей более высоких классов, и эксплуатационная надежность в значительной мере связана с правильной организацией ремонта и обслуживания.
Схемы и компоновки микроавтомобилей

Ремонт автомобиля для потребителя должен осуществляться путем быстрой замены неисправных узлов новыми, причем вышедшие из строя узлы следует отправлять на ремонтные заводы. Замена узлов должна быть под силу рядовому владельцу автомобиля. Конструкция автомобиля Ситроен 2CV вполне отвечает этим условиям. Его передние крылья являются легкосъемными; каждое из них закреплено только на трех болтах, которые легко отвернуть. После снятия крыльев силовой блок доступен для любых работ. Так как двигатель расположен сверху рамы, то после снятия болтов крепления подвески силовой блок может быть легко выдвинут вперед.
Особенностью силового блока автомобиля Ллойд 600 с передним расположением двигателя (фиг. 4) является поперечное расположение двигателя с наклоном цилиндров вперед. Этим достигается уменьшение переднего свеса, увеличение угла въезда и упрощение конструкции главной передачи.
Схемы и компоновки микроавтомобилей

Возможность снятия с автомобиля всего силового блока вместе с колесами значительно облегчает его замену. Доступ к отдельным механизмам двигателя достаточно удобен. Большим недостатком компоновки автомобиля Ллойд 600 нужно считать очень низкое расположение двигателя, в результате чего минимальный просвет под двигателем достигает всего только 119 мм что для наших дорожных условий недостаточно. Картер двигателя защищен от повреждения специальной штампованной и сварной лапой (фиг. 4). Однако эта лапа хотя и предохраняет двигатель от ударов при переезде через длинное и ровное препятствие (например, выступающий дорожный колодец), но не спасает от повреждений при наезде на острые выступающие камни, кирпичи и т. п Кроме того, на этой лапе колеса автомобиля легко вывешиваются при движении, например, по мягким грунтам.
В 1960 г. фирмой ВМС поставлена на массовое производство (800 шт. в день) еще одна модель микроавтомобиля с передними ведущими колесами под двумя названиями — Моррис Мини Минор (фиг. 5) и Остин 7. Эти два автомобиля отличаются только облицовкой радиатора. Фирма объясняет это привычкой потребителя не только к определенной марке автомобиля, но и к соответствующей станции обслуживания.
Этот автомобиль выпущен в качестве конкурента автомобиля Рено Дофин (с задним расположением двигателя), пользующегося большим спросом.
Схемы и компоновки микроавтомобилей

Особенностью автомобилей Моррис Минл Минор и Остин 7 является не только передняя ведущая ось, но и оригинальная компоновка силового блока, который при наличии водяного охлаждения расположен поперек автомобиля за передней осью Для того чтобы поставить за двигателем радиатор, пришлось объединить одним общим масляным картером двигатель, коробку передач и сцепление. Такая схема с использованием ко лес малого диаметра (5,2—10) позволила при базе, равной 2030 мм, и общей габаритной длине 3030 мм сильно продвинуть вперед переднее сиденье и разместить достаточно комфортабельно четырех человек (коэффициент использования бызы примерно равен 0,9). Распределение весов между осями при полной нагрузке составляет 55 и 45%, что обеспечивает хорошие тяговые качества, которых автомобили с передней ведущей осью до сих пор еще не имели. Если при этом удалось получить хорошую подвеску и необходимую устойчивость (автомобиль не проходил испытания в НАМИ), то этот автомобиль может оказаться пригодным для разнообразных условий эксплуатации. Автомобиль имеет цельнометаллический несущий кузов. В подвеске вместо рессор или пружин применены резиновые элементы, работающие на сжатие. В результате вес снаряженного автомобиля (587 кг) оказался рекордно малым для такой базы и двигателя с рабочим объемом 850 см3 и водяным охлаждением.
Схемы и компоновки микроавтомобилей

Однако, несмотря на ряд преимуществ, конструкция автомобилей с передним расположением двигателя и передними ведущими колесами не получила широкого распространения.
В 1957 г. на автомобильной выставке во Франкфурте на Майне фирма Ганс Глясс выставила новую модель — Гоггомобиль 600 (фиг. 6), которая должна была конкурировав с микроавтомобилем Фиат 600 и БМВ 600. На этом автомобиле впереди был установлен четырехтактный двухцилиндровый (с противолежащими цилиндрами) двигатель воздушного охлаждения. Ведущими колесами являлись передние, и вся конструкция автомобиля соответствовала этой схеме. В 1958 г. поступивший в продажу серийный автомобиль Гоггомобиль 600 (фиг. 7) хотя и сохранил внешние формы и переднее расположение двигателя, но ведущими колесами стали уже задние. Видимо, недостатки автомобилей с передними ведущими колесами были признаны настолько очевидными, что от таких автомобилей пришлось отказаться. Конечно, двигатель уже нельзя было передвинуть назад, так как кузов был спроектирован, а производство оснащено штампами и приспособлениями; поэтому пришлось примириться с появлением карданного вала, проходящего через все пассажирское помещение.
Схемы и компоновки микроавтомобилей

Из результатов опубликованных испытаний модели с передними ведущими колесами видно, что конструкторы не могли добиться необходимого распределения весов между передней и задней осями и соответственно нужной проходимости. В случае использования в качестве ведущих задних колес при двигателе, расположенном впереди, удалось устранить этот недостаток, хотя компоновка автомобиля сильно от этого пострадала.
Одновременно с появлением автомобилей с передними ведущими колесами широко велись экспериментальные работы но созданию автомобилей с задним расположением двигателя и приводом на задние колеса, что и позволило не только сохранить компоновочные и монтажные преимущества автомобилей с передними ведущими колесами, но и получить лучшее распределение нагрузок между осями и даже сократить длину автомобиля.
В результате этих работ появились совершенные силовые блоки, расположенные сзади, которые получили широкое распространение. Однако задняя ось при этом оказалась у некоторых автомобилей перегруженной. Например, у современного автомобиля Фиат 600 с задним расположением двигателя отношение нагрузок между передней и задней осями составляет 40,2 и 59,8%, у легкового автомобиля Фольксваген 42 и 58% и т. д. Вследствие этого не только перегружаются задние шины, но и может произойти уменьшение устойчивости автомобиля на повороте.
Уменьшения нагрузки на задние колеса можно добиться разными способами: переносом бензинового бака, запасного колеса и багажника вперед; облегчением двигателя, для чего применяют систему воздушного охлаждения, отливки для картеров из легких магниевых сплавов и т. д.; выдвижением как можно дальше вперед сидений пассажиров и водителя.
На недавно выпущенном автомобиле Фиат 500 с задним расположением двигателя распределение нагрузок между передней и задней осями составляет 44 и 56%, что уже приемлемо.
Следует считать, что компоновка автомобилей с задним расположением двигателя является наиболее перспективной в области микроавтомобилей. Однако она имеет следующие недостатки:
1) трудность превращения автомобиля с задним расположением двигателя в грузопассажирский, так как при этом становится неудобной загрузка автомобиля через заднюю торцовую дверь, которая может иметь очень небольшие размеры;
2) повышение нагрузки на заднюю ось;
3) трудность устройства системы отопления и обдува ветрового стекла;
4) усложнение схемы управления двигателем, сцеплением и коробкой передач
Прогресс в области автоматизации управления позволяет надеяться, что от последнего недостатка можно освободиться.
Схемы и компоновки микроавтомобилей

С применением горизонтальных двигателей (фургон Фольксваген) облегчается использование подобных автомобилей для перевозки грузов. Затруднения в отношении отопления могут быть устранены путем применения независимых отопителей. Остается лишь один недостаток — повышенная нагрузка на задние колеса, влияние которого, как было указано выше, поддается снижению.
Совершенствование этого вида компоновки можно проследить по развитию конструкций автомобилей Фиат. На фиг. 8, а показан автомобиль Фиат Тополино 500 весом 580 кг, длиной 3345 мм, перевозящий всего двух пассажиров (1939 г.). На фиг. 8, б — автомобиль Фиат 600 (1953 г) длиной 3215 мм, весом также 580 600 кг, но перевозящий уже четырех человек.
На фиг. 8, в показан автомобиль Фиат 500 (1957 г.) длиной 2970 мм, весом 487 кг, перевозящий двух взрослых и двух детей.
На фиг. 8, а изображен автомобиль с передним расположением двигателя, а на фиг. 8, б и в — автомобили с задним расположением двигателя.
Схемы и компоновки микроавтомобилей

Внешний вид автомобиля Фиат 600 и его конструктивная схема показаны на фиг. 9. Хорошо видно расположение силового блока с четырехцилиндровым двигателем водяного охлаждения. В результате установки радиатора и вентилятора рядом с двигателем значительно сократилась длина заднего свеса. На автомобиль более раннего выпуска (1947 г.) фирмы Рено 4CV (фиг. 10) радиатор и вентилятор установлены именно таким образом, поэтому при базе 2100 мм (всего на 100 мм больше базы автомобиля Фиат 600) габаритная длина автомобиля Рено 4CV больше на 425 мм. Коэффициент использования базы у Рено 4CV составляет 0,825, а у автомобиля Фиат 600 равен 0,915. Следующим шагом по пути создания новой компоновки явились автомобили фирмы БМВ. На автомобиле БМВ 600 (1957 г.) двигатель и силовой блок также установлены сзади. При проектировании этого автомобиля конструкторы (фиг. 11) стремились максимально использовать длину с тем, чтобы наиболее удобно расположить четырех человек. Для этого пришлось отказаться от обычной системы размещения пассажиров в пределах базы.
Схемы и компоновки микроавтомобилей

В качестве очень удачного примера фирма располагала компоновкой ранее выпущенной двухместной мотоколяски БМВ Изетта, в которой ноги водителя и переднего пассажира размещаются впереди передних колес. Выход осуществляется через открывающуюся вперед дверь. Для того чтобы пассажиры, сидящие в заднем ряду, могли выйти и войти, не беспокоя водителя, а также на случай невозможности выхода через переднюю дверь из-за близко стоящего впереди автомобиля, сбоку с правой стороны сделана еще одна дверь.
Особенностью автомобиля БМВ 600 является такое же откидывание рулевого колеса при открывании двери, как у мотоколяски БМВ Изетта.
В автомобиле БМВ 600 фирма применила рамную конструкцию с каркасным кузовом, а не несущий кузов, как это делают другие фирмы. Такое решение, очевидно, зависело от масштаба производства. Выпуск автомобилей БМВ 600 не превышает 100 в день. Вероятно, затраты на оснастку для несущего кузова относительно велики, так что при небольшом выпуске нерентабельно применение конструкции, для которой требуется большее количество штампов и приспособлений, чем для простой рамы и каркасного кузова. Кроме того, возможность смены модели проще, чем в случае несущего кузова. Весовые показатели автомобиля БМВ 600 в результате применения кузова оригинальной конструкции оказались достаточно хорошими, однако распределение нагрузки между передней и задней осями (39,6 и 60,4%) не лучше, чем у автомобиля Фиат 600.
Схемы и компоновки микроавтомобилей

Такая компоновка дала возможность при габаритной длине 2900 и базе 1700 мм разместить четырех взрослых пассажиров Автомобиль Фиат 500 с габаритной длиной 2970 мм и базой 1840 мм может перевозить только двух взрослых и двух детей. Для перевозки четырех человек на автомобиле Фиат 600 потребовалась уже база, равная 2000 мм, и габаритная длина 3215 мм. Таким образом, полезная площадь у автомобиля БМВ 600 увеличена против обычных микроавтомобилей с задним расположением двигателя типа автомобиля Фиат 600 на 7%, а против автомобилей с передним расположением двигателя типа автомобиля Ллойд — на 15%. Вес БМВ 600 составляет 561 кг, т. е. 93% веса автомобиля Фиат 600. Таким образом, уменьшение веса эквивалентно процентному уменьшению размера горизонтальной проекции автомобиля. Это свидетельствует о том, что при равных размерах пассажирского помещения при такой компоновке автомобили могут быть не менее прочными, несмотря на снижение веса.
Схемы и компоновки микроавтомобилей

Компоновку автомобиля БМВ 600 можно условно назвать полу-вагонной. Вагонная компоновка с размещением мест водителя и пасажира над передней осью или между колесами применена, например, для автомобиля Фиат Мультипла, автомобиля «Белкам, конструкции НАМИ и Ирбитского завода (фиг. 12). Вопрос о применимости вагонной и полувагонной компоновок еще не разрешен окончательно. Опыты с подобными автомобилями показывают, что при полувагонной компоновке можно хорошо и удобно разместить водителя и переднего пассажира, у которых только ноги находятся между передними колесами, в то время как при вагонной компоновке их нужно сажать или высоко над колесами (Фиат Мультипла), или сильно стеснить, если они сидят между колесами («Белка»). Кроме того, при вагонной компоновке чрезвычайно трудно создать удобный вход в автомобиль и выход из него.
Если пассажир и водитель должны пользоваться боковой дверью, расположенной впереди колеса, то вход и выход затруднены. Так, это имеет место, например, в автомобиле Фиат Мультипла (фиг. 13), представляющем собой типичный автомобиль для хозяйственных нужд (полугрузовой автомобиль, такси микроавтобус).
Схемы и компоновки микроавтомобилей

Удлинением этого автомобиля всего на 339 мм против базовой модели Фиат 600 удалось расположить три ряда сидений, обеспечивающих достаточно удобное размещение еще четырех пассажиров, в то время как водитель и передний пассажир сильно стеснены. Средние и задние сиденья можно сложить, и получается грузовое помещение большого размера.
В результате увеличения нагрузки почти вдвое на переднюю ось (до 50% от веса автомобиля) по сравнению с автомобилем Фиат 600 потребовалось значительное усиление как узла передней подвески, так и рулевого механизма. При испытаниях, проведенных в Советском Союзе, было установлено, что автомобиль Фиат Мультипла имеет недостаточно прочный кузов и не приспособлен для движения по неровным дорогам, так как из-за наличия больших масс, удаленных от центра тяжести, он сильно раскачивается.
Схемы и компоновки микроавтомобилей

На фиг. 14 изображен грузовой фургон Гоггомобнль TL 400 малой грузоподъемности вагонной компоновки. Преимущества такой схемы кузова для автомобиля данного назначения очевидны, а так как водителю такого автомобиля не приходится часто входить и выходить, то неудобства входа и выхода не имеют большого значения.
Если откидывать вперед в виде двери переднюю стенку автомобиля (автомобиль БМВ 600) или даже целую часть кузова с крышей (автомобиль «Белка»), то вход и выход из автомобиля несколько облегчаются, но зато появляются другие недостатки Технологически и конструктивно трудно сделать герметичным проем двери, имеющей линию стыка с кузовом не в одной плоскости, а в нескольких. Это особенно заметно на кузове автомобиля «Белка» или мотоколяски Фриски (фиг. 15).
Весьма существенным недостатком конструкций с открыванием двери вперед является необходимость выхода на грязную дорогу перед автомобилем, а не на сухой тротуар. Неудобен выход из такого автомобиля и по той причине, что порог находится на гаком расстоянии от спинки сиденья, что человек должен проходить вперед, находясь в полусогнутом положении, так как из-за малой высоты кузова он не может выпрямиться. Так же неудобна и посадка, потому что пассажир должен двигаться назад или поворачиваться внутри автомобиля.
Таким образом, можно констатировать, что на данном этапе развития автомобилестроения задача создания удобного кузова вагонной или нолувагонной компоновки еще не решена.
Схемы и компоновки микроавтомобилей
Схемы и компоновки микроавтомобилей

В 1959 г. фирма БМВ, не меняя схему и агрегаты шасси модели 600, выпустила еще одну модель микроавтомобиля БМВ 700 с обычной схемой кузова. Отказ от полувагонной компоновки и создание кузова по обычной схеме автомобиля с задним расположением двигателя (фиг. 16) весьма примечательны. Мощность двигателя была увеличена с 19,5 до 30 л. с. при 5000 об/мин. Рабочий объем также увеличен до 696 см3. Для повышения дорожного просвета размер колес увеличен с 5,00—10 до 5,2—12.
Однако преимущества вагонной компоновки настолько велики (коэффициент использования базы доходит до 1,18), что работы в этой области продолжаются (в частности, в НАМИ) Создан автомобиль НАМИ-048 с далеко продвинутыми вперед сиденьями водителя и пассажира, но с выходом сбоку (фиг. 17). Для облегчения выхода и входа передние сиденья в этом автомобиле легко сдвигаются назад и возвращаются в прежнее положение при помощи пружины.
Интересна конструкция мотоколяски Цюндап Янус (фиг. 18). в которой коэффициент использования площади горизонтальной проекции коляски для размещения пассажиров очень велик. В этой мотоколяске применена как бы удвоенная схема мотоколяски БМВ Изетта при помощи поворота второго ряда сидений так, что задние пассажиры обращены липом назад. Двигатель для полного использования полезной длины мотоколяски и равномерности распределения нагрузок расположен в середине между спинками сидений.
Необычность расположения заднего сиденья мотоколяски БМВ Изетта вызвала много нареканий. Также мало удобен вход и выход всех пассажиров через торцовые двери. Однако очень важно, что при малой длине (2875 мм) четверо взрослых людей могут располагаться с одинаковым комфортом так же, как в автомобиле большой вместимости. При раскладывании спинок обоих сидений создаются два полных спальных места, а при откидывании спинки задних сидений — емкий багажник.
Преимуществом компоновки мотоколяски Цюндап Янус является также очень благоприятное распределение веса между осями (49,4 и 50,6%), что обеспечивает хорошую подвеску и высокую устойчивость мотоколяски.
Схемы и компоновки микроавтомобилей

Искания в области наиболее рациональной компоновки ведутся и по другим направлениям. Так, особенностью автомобиля НСУ Принц модели 1958 г. (фиг. 19) является установка двигателя поперек автомобиля, что позволяет сократить задний свес и общую длину его. У автомобиля НСУ Принц при базе 2000 мм общая длина составляет 3145 мм (длина автомобиля Фиат 600 равна 3215 мм); вес 510 кг является особо малым для автомобиля такого размера.
Нагрузка между осями распределяется поровну, что для автомобиля с задним расположением двигателя является трудно до стижимым. Коробка передач и главная передача скомпонованы в общий блок и имеют только цилиндрические шестерни (фиг. 20) Трансмиссия такого типа получила достаточно широкое распространение
Мотоколяска Гоггомобиль 300 (1956 г) также имеет подобную компоновку (фиг. 21). В отношении использования длины конструкция мотоколяски Гоггомобиль 300 является удачной. При базе 1800 мм и длине 2870 в этой мотоколяске могут удобно разместиться двое взрослых и двое детей (полезная длина пассажирского помещения 1755 мм). Переднее сиденье выдвинуто настолько вперед, насколько это позволяет передняя подвеска; при этом ноги водителя и педаль оказались на линии центра колес, между колесными кожухами. Распределение нагрузок на оси 37,4 и 62,6%. Необходимо отметить, что такая компоновка мало удобна для холодных климатических условий, так как при узкой колее для ног водителя в зимней обуви оказывается недостаточно места.
Схемы и компоновки микроавтомобилей

Примером использования длины кузова является конструкция французского автомобиля Веспа 400 модели 1957 г. (фиг. 22). Как и мотоколяска Гоггомобиль 300, автомобиль Веспа имеет двигатель типа Твин (два рядом расположенных вертикальных цилиндДвигатель находится сзади, за задней осью, вдоль автомобиля. При базе 1693 мм и длине 2854 мм в автомобиле размещаются двое взрослых и двое детей. Длина пассажирского помещения примерно 1775 MM1 что дает очень высокое отношение длины пассажирского помещения к базе автомобиля (1,05). Это единственный автомобиль обычной компоновки с таким показателем. Такие высокие показатели получены путем еще более значительного, по сравнению с другими микроавтомобилями подобной схемы, продвижения вперед мест для водителя и сидящего рядом с ним пассажира. Это удалось достигнуть применением передней подвески и рулевого управления специальных конструкций. Рулевой механизм приподнят так высоко, что в образовавшееся пространство между рычагами подвески и рулевыми тягами свободно проходят ноги водителя.
Схемы и компоновки микроавтомобилей

Особенностью первого голландского микроавтомобиля ДАФ (фиг. 23) является переднее расположение двигателя с двумя противолежащими цилиндрами и задние ведущие колеса. Отсутствие обычной коробки передач и сцепления, замененных автоматической клиноременной передачей, расположенной под задним сиденьем, позволило значительно продвинуть место водителя вперед, почти так же, как на автомобиле Веспа 400. Для освобождения пространства для ног водителя приподняты вверх рулевые тяги, как и на автомобиле Веспа 400, а поперечная рессора расположена снизу. При такой компоновке распределение нагрузок на переднюю ось составляет 47%, на заднюю —53%.
Автомобиль снабжен хребтовой рамой с вилкой сзади, на которой закреплены трансмиссия, рычаги и пружины подвески. В передней части труба рамы переходит в передний щит с закрепленной передней рессорой.
Схемы и компоновки микроавтомобилей

Автомобиль Майко 500 (фиг. 24) — единственный представитель микроавтомобилей с двухцилиндровым двухтактным двигателем с рабочим объемом 452 см3, имеющим водяное охлаждение. Двигатель расположен сзади. Особенностью является наличие рамы с центральной трубой, обладающей повышенной жесткостью на скручивание, что уменьшает нагрузку па элементы кузова. Как и у автомобиля ДАФ, рама автомобиля Манко 500 в задней части снабжена вилкой, на которой установлен двигатель с радиатором. В передней части рамы укреплена поперечина подвески. Рычаги задней подвески смонтированы на специальной поперечине. Подрессоривание задних колес производится при помощи пружин. Передняя подвеска обычного типа, независимая, пружинная, с двумя рычагами неравной длины. Кузов цельнометаллический, не несущий. Автомобиль имеет большую базу (2070 мм) и соответственно большую длину. Вес автомобиля относительно большой 580 кг.
Схемы и компоновки микроавтомобилей

Схемы и компоновки микроавтомобилей
Схемы и компоновки микроавтомобилей

В новой модели автомобиля Ллойд Александр TS вместо ранее применявшегося несущего кузова с задней независимой подвеской с помощью полуэллиптических листовых рессор использована хребтовая трубчатая рама (фиг. 25) с закреплением силового агрегата на фланце трубы и независимая пружинная подвеска по типу автомобиля БМB 600 Стальной съемный кузов установлен на поперечинах. Вес автомобиля составляет всего 565 кг.
Австрийский автомобиль Штейер Пух 500 (фиг. 26), выпущенный в 1957 г., создан на базе итальянского автомобиля Фиат 500. который вмешает двух взрослых пассажиров и двух детей (схема 2+2). Для получения четырех мест для взрослых при обязательном использовании штампованных деталей кузова и ряда готовых узлов шасси Фиат 500 в автомобиль был внесен ряд изменений. Вместо задней подвески автомобиля Фиат 500 с качающимися треугольными рычагами были применены качающиеся кожухи полуосей. Только в результате этого мероприятия удалось увеличить длину пассажирского помещения на 50 мм. При замене вертикального двухцилиндрового двигателя автомобиля Фиат 500 типа Твин горизонтальным двигателем с противолежащими цилиндрами стало возможным еще дальше сдвинуть назад заднее сиденье и вместо детей поместить двух взрослых пассажиров. Для удобства посадки крыша над задним сиденьем была приподнята В результате был создан микроавтомобиль, отвечающий запросам потребителей, максимально использующии детали и узлы базовой модели и вследствие этого достаточно дешевый
В 1959 г. фирма Фиат в Италии также начала выпускать четырехместный автомобиль Фиат 500.

 

Похожие новости

Классификация автомобилей малого класса
Последнее десятилетие характеризуется все более широким распространением легковых автомобилей как в различных...

Планировка грузового автомобиля
Компоновка кузова грузового автомобиля состоит из компоновки кабины водителя и компоновки кузова для груза....

Планировка кузова легкового автомобиля
После определения места расположения сиденья водителя легкового автомобиля разрабатывается планировка задних...

Общие сведения о компоновке кузова
Компоновкой кузова называется часть конструкторской работы по проектированию автомобиля, во время которой...

Типы автобусных кузовов
Кузовы автобусов различаются по назначению, по вместительности и по расположению механизмов шасси...