Обсуждаем

  • admin 10.10.2013
    Как подготовить автомобиль к з ... (1)
    admin-фото
    хм..интересно подметили в последнем абзаце про автозаправки. в наше время не стоит доверять никому, даже заправкам, лучше всегда заправляться тольок на проверенной заправке!
  • Костя 10.10.2013
    Камеры на дорогах станут узнав ... (1)
    Костя-фото
    ну конечно, всё через одно место делается в нашей стране. Какой то депутат или его родственник закупил новую партию видеокамер дорогущих, депутат просунул данный закон в думу, остальные его приняли и для родственника профит. Ну ёлки-палки...неужели нельзя было об этом думать ранее, про распознование лиц в машине, а не закупитть кучу дорогущих видеокамер, а потом купить кучу других видеокамер улучшеных......бред....
  • Гриша 09.10.2013
    Как и зачем убирать снег с маш ... (1)
    Гриша-фото
    спасибо автору статьи за эти дельные советы, которые так сильно пригодятся в наступающей зиме.
  • виталий 08.10.2013
    Форд и Шевроле - два автомобил ... (1)
    виталий-фото
    ничего себе, конструкторы конечно молодцы, вот бы видео этого шедевра увидеть, сча на ютубе посмотрю.
  • Макс 08.10.2013
    Обновление UAZ Patriot (1)
    Макс-фото
    да сколько бы они его не обновляли, эта машина всегда будет хламом, те кто в них ездили поймут о чём я)
  • Юрий 07.10.2013
    Jaguar XF — автомобиль для биз ... (1)
    Юрий-фото
    да, по описанию конечно этот автомобиль просто класс. посмотрим какой он будет на деле, я уже не очень верю в ягуары и ланд роверы с тех пор как их производство перенесли в Индию.
  • василий 06.10.2013
    Volkswagen берёт ориентир на б ... (1)
    василий-фото
    И правильно, полносью поддерживаю фольцваген, так как не только надо думать о бизнес классах!
  • sanek 05.10.2013
    Как улучшить автомобильный дви ... (1)
    sanek-фото
    Огромное спасибо за советы, я даже и не представлял себе, что так можно улучшить движок.
  • фёдор 04.10.2013
    Новые моторы в BMW M3 и M4 (1)
    фёдор-фото
    интересно интересно. Ну посмотрим что у них из этого получится, надеюсь эти движки будут куда лучше чем на e69 кузове...
  • Евгений 03.10.2013
    В декабре ожидается премьера п ... (1)
    Евгений-фото
    Ого, вот это новость! Шикарная машина просто. Надо скорее становится президентом, чтобы кататься на такой)) (шутка)
26
февраль

Чертежи и спецификации кузова

Чертежи кузова, как и чертежи всякого механизма, сооружения машины, подразделяются на компоновочные, сборочные, габаритные, детальные, табличные.
Компоновочные чертежи служат для разработки конструкции, для увязки деталей; они в комплект рабочих чертежей кузова не входят. На сборочных чертежах изображается узел или часть узла (подсборка) в собранном виде и даются необходимые указания для сборки: способы соединения деталей, номера деталей, входящих в узел, установочные размеры, номера нормалей (крепежных деталей), виды покрытий (если узел подвергается покрытиям в собранном виде). Разновидностью сборочных чертежей являются так называемые сборочные комплекты, применяемые в кузовостроении. Эти чертежи не содержат изображения детали, а представляют собой лишь перечень номеров и наименований деталей и нормалей, входящих в данный узел. Сборочные комплекты выпускаются взамен чертежа (на чертежном бланке) в тех случаях, когда порядок сборки узла ясен без чертежа.
На габаритных чертежах изображаются внешний вид узла, его габаритные и установочные размеры. В кузове есть много узлов, в которых собираются детали, принадлежащие различным группам (например щит приборов, панель которого относится к корпусу, а приборы — к электрооборудованию). Для изображения таких узлов служат особые сборочные чертежи, на которых даются различные указания по сборке, установке, регулировке и т. д.
Детальный чертеж содержит четкое изображение детали в нескольких проекциях (достаточных для получения полного представления о форме детали) с размерами, указаниями о материале, допусках, обработке, покрытиях. Если в конструкции кузова применяется несколько несложных однотипных деталей (например отрезков одного профиля), отличающихся одним-двумя размерами, то все эти детали могут быть изображены на одном табличном чертеже. Табличный чертеж (фиг. 279) содержит изображение одной детали с буквенным обозначением изменяющегося размера и таблицу с номерами деталей и с соответствующими каждой детали размерами. Табличные чертежи служат также для изображения нормалей, отличающихся только размерами, но не формой (таблицы винтов, гаек и т. д.).
Чертежи и спецификации кузова
Чертежи и спецификации кузова

На некоторые простые детали (прямоугольные подкладки, ткань обивки) самостоятельные чертежи обычно не выпускаются. Эти детали изображаются и снабжаются размерами, если нужно, на особых детально-подсборочных чертежах (фиг. 280). Детально-подсборочный чертеж представляет собой либо сборочный чертеж, который одновременно служит детальным чертежом для входящей в оборку несложной детали, либо детальный чертеж, к которому добавлены одна-две несложные детали, привариваемые пли прикрепляемые к основной детали чертежа. В обоих случаях для чертежа устанавливается основной номер, а номера дополнительно входящих деталей записываются над основным с пометкой «Н. Ч.» (нет чертежа) и с указанием названия и материала этих деталей. В спецификации против строки указанных деталей в графе «Формат чертежа» также ставится пометка «Н. Ч.», а вслед за названием детали вписывается примечание «Cт. чертеж... ».
Выполнение кузовных чертежей производится в общепринятом при машиностроительном черчении порядке и обычными средствами. Однако особенности некоторых деталей кузова требуют и особого выполнения отдельных чертежей. К таким относятся компоновочные чертежи кузова, чертежи деталей из тонкого листа, резины, пластмассы, тканей и некоторые другие.
На компоновочных и сборочных чертежах узлов кузова, а также на детальных чертежах корпуса должны быть даны привязочные размеры детали, т. е. расстояние от нее до нулевых линий или до ближайших линий сетки (в этом случае линии сетки изображаются на чертеже).
На компоновочных, сборочных и детальных чертежах изображения выполняются в рабочем положении так, что основная проекция представляет собой вид на автомобиль, кузов, узел или деталь слева по направлению движения автомобиля. Таким образом на общем виде автомобиля или кузова их передняя часть должна находиться слева. Вид сверху (план) изображается под основной проекцией, вид спереди — справа, вид сзади — слева. В больших чертежах для удобства переноски размеров допускается изображение вида спереди слева (около переднего конца кузова, узла или детали), а вида сзади — справа с соответствующим указанием («Вид по стрелке» или «Вид опереди» и т. д.).
Для чертежей применяют следующие масштабы:
Чертежи и спецификации кузова

Изображать на чертежах съемные детали и детали обивки в рабочем положении необязательно.
При конструировании кузовов широко применяются вспомогательные сборочные чертежи, на которых узел изображен в перспективе (фиг. 281). Такие чертежи значительно облегчают подготовку сборки.
В автомобильных чертежах принято выполнять надписи прописным шрифтом (прямыми заглавными буквами). В связи с широким применением в кузовах деталей из тонкого стального листа, резины, стекла, ткани условная штриховка таких деталей в разрезах и сечениях выполняется так (фиг. 282): для листового металла толщиной до 3 мм — наклонными линиями, штриховка с неравными расстояниями между линиями; для резины — штриховка наклонными линиями с заливкой половины промежутков между линиями; для стекла — штриховка наклонными произвольно сгруппированными линиями с большими промежутками между группами (допускается выполнение такой штриховки от руки); для ваты и волоса — штриховка волнистыми произвольно расположенными линиями; для тканей, кожи, дерматина — сплошная или прерывистая заливка; для фибры, картона, войлока, асбеста, пластических масс, толстых слоев кожи — крестообразная штриховка наклонными линиями; для фанеры — штриховка прямыми линиями; для безосколочного стекла — штриховка двумя прямыми линиями и наклонными линиями на крайних промежутках.
Чертежи и спецификации кузова
Чертежи и спецификации кузова

Для указания размеров кривых линий выбирается та проекция, в которой кривая имеет вид, наиболее близкий к действительному, или дается вид по стрелке, перпендикулярной плоскости расположения кривой. Около кривой проводят выносную базовую линию (чаще всего касательную к кривой в конечной точке, т. е. в начале кривой).
Около точки начала кривой ставится знак 0. Базовая линия пересекается рядом перпендикулярных ей линий, расположенных на расстоянии 100, 50, 25, 15 и 10 мм одна от другой в зависимости от кривизны линии.
Чем меньше радиус кривизны, тем чаще должны быть поставлены размеры. Если кривая линия лежит в одной из взаимно перпендикулярных плоскостей сетки (или параллельной им), то один из размеров должен совпадать с линией сетки или должен отстоять от нее на расстоянии, кратном 100, 50 и т. д. (фиг. 283). Такой порядок указания промежуточных размеров позволяет иногда подсчитать размеры детали без указания на чертеже ее габаритных размеров. Тем не менее габаритные размеры должны быть проставлены, как и на всяком чертеже, но размеры, определяющие отверстия, местные вырезы и т. п., связанные с другими деталями, рекомендуется задавать не от края детали, а от сетки.
На чертежах кузовных деталей, особенно из дерева, штампованных из стали или изготовляемых из текстильных материалов, допуски к размерам обычно не ставятся, но в верхней части чертежа дается надпись: «Размеры, не имеющие указаний о допусках, выдерживать с точностью...», именно — для мелких точных штампованных изделий деталей арматуры +0,1 мм; для штампованных изделий средней точности размерами до 500 мм, для деталей из картона, фибры, пластмассы ± 0,25 мм; для крупных штампованных изделий, деталей из резины, дерева, стекла, кожи, пробки ± 0,5 мм; для крупных деревянных деталей ± 1,0 мм; для деталей из текстильного материала ± 2,0 мм.
На чертежах штампованных изделий должны быть сделаны указания: «Все размеры относятся к внутренней поверхности металла» и «Радиусы гибки, не указанные на чертеже, делать. .. (мм)». На чертежах крупных сложных штампованных изделий размеры основной поверхности можно не указывать, снабдив чертеж ссылкой: «Поверхность детали, не заданную размерами, брать по главной модели» (или «по макету»). Однако на все отверстия, вырезы, отгибки и тому подобное размеры должны быть указаны.
В чертежах допускается несколько условное изображение выдавок, выступов, углублений и других переходов поверхности. При виде на деталь сверху, несмотря на плавность переходов, изображаются условные линии пересечений поверхностей как с наружной (сплошной линией), так и с внутренней (пунктиром) стороны (фиг. 284).
Просекаемые отверстия должны иметь диаметр не менее толщины материала. В противном случае отверстие нужно сверлить, о чем должно быть сделано указание на чертеже (например — 0 2, сверлить 4 отверстия). Размеры отверстий некруглой формы должны быть указаны не по центрам радиусов их закруглений, а по краям (фиг. 285).
Чертежи и спецификации кузова

Допуски на сверленые отверстия диаметром до 3 мм в листовом металле ±0,025 Для пробиваемых отверстий допуски (по данным ГАЗ им. Молотова) следующие:
Размеры для выдавки под потайные и полупотайные головки винтов даются по поверхности, соприкасающейся с головкой (фиг. 286), с учетом конической шайбы, если таковая предусматривается.
Примеры обозначения сварки и пайки показаны на фиг. 287.
Заклепки на чертежах кузовов «принято изображать как деталь (не условно).
На всех чертежах деталей, подлежащих окраске или другим видам покрытия до сборки их в узлы, и на чертежах узлов, подлежащих покрытию в собранном виде, должно быть сделано краткое указание о покрытии, например: «Окрасить», «Грунтовать», «Хромировать», и т. д., причем указание о полировке дается отдельно, например: «Полировать грани» или «Полировать наружную поверхность». Наиболее употребительные виды покрытий для кузовных деталей следующие: а) бондеризация (электролитическое покрытие) для подготовки наружных деталей кузова -под окраску, предотвращает распространение коррозии под слоем краски при его повреждении; б) кадмирование — декоративное покрытие для деталей внутренней арматуры, особенно из цветных металлов и алюминия; в) никелирование — декоративное покрытие, стойкое и недефицитное; имеет несколько неприятный желтоватый блеск; г) хромирование — декоративное покрытие, стойкое и красивое с голубоватым блеском; д) окраска.
На чертежах деревянных деталей стрелкой должно быть указано рекомендуемое направление волокон, а на чертежах деталей из тканей — направление рисунка.
Чертежи и спецификации кузова
Чертежи и спецификации кузова

Проверку готового чертежа следует вести в следующем порядке:
а) общий вид чертежа, формат, наличие угловых штампов, масштаб;
б) соответствие наименования и номера чертежа — спецификации, полнота указаний о составляющих деталях и нормалях (для сборочных чертежей);
в) правильное обозначение материала;
г) правильное изображение детали, расположение и полнота проекций, штриховка;
д) установочные и увязочные размеры;
е) прочие размеры и допуски;
ж) указания об обработке, покрытии и прочие примечания и надписи.
Спецификации кузовов составляются в обычном порядке, т. е. на бланки спецификации последовательно записываются (по возможности в порядке сборки) номера и названия чертежей деталей, подсборок и узлов кузова, а в соответствующих графах проставляются размер чертежа (количество форматок), количество деталей, входящих в данный узел, или узлов, входящих в кузов, наименование материала, примечания. В последней графе обычно даются указания об использовании готовых комплектов и деталей от других автомобилей (например: «Деталь ЯАЗ» или «Комплект ЗИС»). В заголовке каждого листа спецификации ставятся названия и номера группы и подгруппы деталей. В начале спецификации помещаются листы оглавления с графами «№ группы», «Наименование», «№ подгруппы», «Наименование», «От какой модели», «Примечание».
Иногда в уже выпущенные чертежи приходится вносить изменения, необходимость в которых возникает в процессе испытаний, эксплуатации или производства кузова. Для оформления изменений служит табличка в верхнем правом углу чертежа. Около измененных участков чертежа ставится в кружке порядковый номер изменения, а в табличке против соответствующего номера — старые размеры, существовавшие до изменения, или краткое пояснение существа изменения (например: «Изм. форма»), дата изменения и номер приказа, по которому проводится данное изменение.
Таковы в кратких чертах основные правила разработки и оформления чертежей кузова. Следует еще раз напомнить, что важнейшими документами, определяющими форму и конструкцию кузова, являются наряду с чертежами — плаз и главная модель. Поэтому их тщательно сохраняют — под чехлами, в сухих помещениях с соответствующей температурой. Всякое изменение в конструкции, в чертежах или в форме кузова должно быть немедленно внесено в плаз и главную модель.

 

Похожие новости

Порядок рабочего проектирования кузова
После того как разработаны форма и компоновка кузова (и автомобиля в целом), приступают к составлению рабочих...

Плазовый чертеж и главная модель
Плазовый чертеж (плаз) выполняется не на бумаге, которая может усохнуть или покоробиться, а на алюминиевых...

Порядок проектирования формы автомобиля
Разработка формы автомобиля составляет значительный объем в общей работе по проектированию автомобильного...

Оформление компоновочного чертежа и макет внутреннего помещения кузова
Работа по компоновке кузова заканчивается выпуском компоновочного чертежа обычно в масштабе 1:5 или 1:2...

Назначение и проектирование кузова
Кузов автомобиля — это помещение для водителя, пассажиров или груза. К кузову принято относить также так...