Обсуждаем

  • admin 10.10.2013
    Как подготовить автомобиль к з ... (1)
    admin-фото
    хм..интересно подметили в последнем абзаце про автозаправки. в наше время не стоит доверять никому, даже заправкам, лучше всегда заправляться тольок на проверенной заправке!
  • Костя 10.10.2013
    Камеры на дорогах станут узнав ... (1)
    Костя-фото
    ну конечно, всё через одно место делается в нашей стране. Какой то депутат или его родственник закупил новую партию видеокамер дорогущих, депутат просунул данный закон в думу, остальные его приняли и для родственника профит. Ну ёлки-палки...неужели нельзя было об этом думать ранее, про распознование лиц в машине, а не закупитть кучу дорогущих видеокамер, а потом купить кучу других видеокамер улучшеных......бред....
  • Гриша 09.10.2013
    Как и зачем убирать снег с маш ... (1)
    Гриша-фото
    спасибо автору статьи за эти дельные советы, которые так сильно пригодятся в наступающей зиме.
  • виталий 08.10.2013
    Форд и Шевроле - два автомобил ... (1)
    виталий-фото
    ничего себе, конструкторы конечно молодцы, вот бы видео этого шедевра увидеть, сча на ютубе посмотрю.
  • Макс 08.10.2013
    Обновление UAZ Patriot (1)
    Макс-фото
    да сколько бы они его не обновляли, эта машина всегда будет хламом, те кто в них ездили поймут о чём я)
  • Юрий 07.10.2013
    Jaguar XF — автомобиль для биз ... (1)
    Юрий-фото
    да, по описанию конечно этот автомобиль просто класс. посмотрим какой он будет на деле, я уже не очень верю в ягуары и ланд роверы с тех пор как их производство перенесли в Индию.
  • василий 06.10.2013
    Volkswagen берёт ориентир на б ... (1)
    василий-фото
    И правильно, полносью поддерживаю фольцваген, так как не только надо думать о бизнес классах!
  • sanek 05.10.2013
    Как улучшить автомобильный дви ... (1)
    sanek-фото
    Огромное спасибо за советы, я даже и не представлял себе, что так можно улучшить движок.
  • фёдор 04.10.2013
    Новые моторы в BMW M3 и M4 (1)
    фёдор-фото
    интересно интересно. Ну посмотрим что у них из этого получится, надеюсь эти движки будут куда лучше чем на e69 кузове...
  • Евгений 03.10.2013
    В декабре ожидается премьера п ... (1)
    Евгений-фото
    Ого, вот это новость! Шикарная машина просто. Надо скорее становится президентом, чтобы кататься на такой)) (шутка)
26
февраль

Конструирование металлических кузовов

Выбор узлов металлического корпуса. Рассмотрим следующие, три типа кузовов: несущий кузов легкового автомобиля (типа ГАЗ М-20), трехместную кабину грузового автомобиля и кузов городского автобуса. Методика проектирования для всех трех кузовов одинакова, но особенности каждого типа кузова накладывают свой отпечаток на отдельные этапы и приемы проектирования.
Для несущих кузовов легкового автомобиля и автобуса должно быть прежде всего выбрано направление действующих сил в корпусе и проанализирован порядок передачи нагрузок от двигателя, от точек крепления подвески и т. д., после чего производится предварительный расчет напряжений в отдельных стержнях. Расчетные сечения стержней, как правило, получаются значительно меньше тех, которые необходимы для обеспечения их прочности в отдельных местах (крепление дверей к стойкам и т. п.), соответствия условиям технологической обработки или внешнего вида.
Получив данные расчета и сопоставив их с данными проекта формы кузова (толщиной стоек, проемов окон и т. д.), конструктор приступает к проектированию сечений отдельных стержней корпуса.
При разработке сечений конструктор должен определить:
1. Каков профиль данного сечения — открытый или закрытый (коробчатый).
2. Каким способом может быть образовано данное сечение: из близлежащих листов облицовки (например лобовой брус крыши), путем введения в конструкцию особого стержня (например средняя стойка) или профилированием облицовки с дополнительным усилением этого места (стойка передка с усилителем для навески двери).
3. Какие очертания должно иметь сечение для притвора дверей, для уплотнения или крепления окон в сечениях, ограничивающих оконные и дверные проемы.
4. Способ крепления к корпусу обивки или раскладки.
5. Соответствие выбранных сечений сечениям примыкающих стержней, в особенности если сечения образованы листами облицовки.
6. Способ изготовления составных частей сечения (использование готового профиля, штамповка, профилировка, гибка) и их сборки (сварка, скрепление болтами, клепка, соединение шурупами по металлу и т. д.).
Конструирование металлических кузовов

Для примера рассмотрим стойки передней стенки на высоте окна и замочные стойки дверей различных автомобилей (фиг. 171).
Стойка передней стенки несущего кузова легкового автомобиля должна быть закрытой и может быть образована панелью этой стенки или панелью крыши и внутренней панелью ветрового окна (фиг. 171, а). Усиление стойки в верхней части не требуется, так как она наклонная и дверные петли расположены ниже поясной линии кузова. Передняя сторона сечения должна иметь выступающее ребро для надевания резинового уплотнителя ветрового окна, а задняя сторона — гладкая, иногда с небольшим уступом для утапливания ободверка или с отгибкой (в случае выполнения двери с отдельной верхней рамкой окна). К стойке прилегает раскладка ветровою окна, крепление которой шурупами по металлу требует только местных выдавок. Так как в сечение попадает сточный желоб, то он будет только увеличивать жесткость стойки. Все части сечения могут быть продолжением примыкающих деталей: наружная часть переходит в панели крыши и передней стенки, внутренняя — в лобовой брус (над ветровым окном) и в подоконник, сточный желоб — в продольный брус крыши. Первые две детали штампуются заодно с панелями, а сточный желоб профилируется. Соединение деталей осуществляется точечной электросваркой, причем сначала свариваются внутренняя рамка окна и наружная панель, а затем к полученной стойке приваривается сточный желоб. Для удобства сварки в профиле внутренней рамки предусмотрено углубление.
Сечение той же стойки передней стенки у кабины грузового автомобиля должно быть иным (фиг. 171, б и в), так как в ней ветровое окно откидное и требует другой конструкции для проема. Раскладки окна в первом случае нет, и внутренняя сторона стойки должна быть гладкой, без видимых торцов панелей. В этом случае конструктор должен предусмотреть применение сварки с использованием внутренней панели в качестве одного из электродов, одновременную сварку двух стыков панелей или вводить в конструкцию дополнительный маскировочный резиновый профиль, картонную прокладку, полоску обивки и раскладку для их крепления (фиг 171, в).
В стойке автобусного кузова (фиг. 171, г), которая состоит из стандартного профиля, принятого для всех стоек корпуса, наружной и внутренней панелей, передняя часть рассчитана на установку глухого стекла, как и у легкового автомобиля, а задняя — гладкая; к задней части привертывается желобок окна.
Замочная стойка передней двери легкового автомобиля с несущим кузовом (фиг. 171, д) является средней несущей стойкой корпуса и одновременно навесной стойкой для задней двери; ее сечение закрытое (коробчатое), состоит из двух частей, причем внутренняя часть снабжена отгибками для сварки и углублением для Закладки картонной пластинки под обивку. Такая же стойка ненесущего корпуса кабины может быть открытой (фиг. 171, е).
Стойка дверного проема автобусного кузова (фиг. 171, ж) является одним из несущих стержней боковины, так как она ограничивает дверной проем, пересекающий подоконный пояс. Стойка выполнена из двойного стандартного профиля, принятого для всех стоек. С одной стороны к ней примыкает складывающаяся дверь, с другой — подъемное окно.
Конструирование металлических кузовов

При конструировании петельных стоек нужно предусмотреть крепление петель и место для прохода ограничителя хода двери, а при конструировании замочных стоек — крепление упора замка, буферов и направляющих шипов. Кроме того, обращенная к двери сторона замочной стойки должна иметь уклон, который обеспечивает свободное открывание и закрывание двери (фиг. 172). Эта сторона стойки должна быть параллельна касательной к окружности, имеющей центр на оси петли. В противном случае угол внутренней панели двери будет задевать за стойку даже при наличии зазора.
Сечения разрабатывают в натуральную величину на миллиметровой бумаге; выбор деталей сечения должен строго согласовываться со стандартами на профили металла, на профиль оконных рамок, резиновых и других уплотнителей.
После предварительной разработки отдельных сечений конструктор делает эскизы переходов одного сечения в другое, узлов соединения стержней и получающихся при этом панелей (фиг. 173). Эскизы следует выполнять в аксонометрическом или перспективном изображении. Одновременно делаются разбивка корпуса на подсборки и разметка стыков между основными наиболее крупными штампованными панелями.
Конструирование металлических кузовов

Современный кузов в законченном виде представляет собой замкнутую систему, в которой все детали тесно связаны. Например, панель крыши во многих конструкциях является одновременно наружной панелью ветрового окна и угловых стоек, верхней панелью передней стенки и т. д. В этом случае передняя стенка как самостоятельный законченный узел не существует.
Схема деления узлов и главных панелей корпуса должна выбираться в соответствии с допускаемой глубиной вытяжки панелей на прессах, технологией сварки, а также сборки и транспортировки деталей и подсборок и т. д. Примеры неправильного и правильного деления корпуса кабины показаны на фиг. 174. В первом случае (а) стыки панелей и основных узлов расположены на поясной линии передней и задней стенок, на стойках ветрового окна или над лобовым брусом и под дверью, причем нижняя кромка двери находится примерно на уровне пола. Крыша 2 и наружная панель передней стенки 1 представляют собой глубокие штамповки, а проем ветрового окна расположен в двух узлах, и при сборке всегда возможны перекосы проема. Швы находятся на наиболее видимых участках поверхности (лобовая часть крыши). Во втором случае (б) панель крыши 1 выполнена заодно с наружной панелью ветрового окна и верхней панелью передней стенки. Глубина вытяжки (В) сравнительно невелика вследствие наклона ветрового окна, проем ветрового окнa выштампован в одной панели. Задняя стенка 2 представляет собой панель неглубокой вытяжки. Стыки расположены на малозаметных местах, видимые стыки панели порога уменьшены путем опускания нижнего края двери ниже уровня пола.
Конструирование металлических кузовов

Уменьшение числа и длины видимых стыков особенно важно, так как стык перед окраской должен быть оплавлен и заглажен дефицитным и тяжелым свинцово-оловянистым припоем. Вес припоя для оплавки в легковых автомобилях высшего класса доходит до 100 кг, Работа по оплавке — ручная и дорогостоящая. На фиг. 174, б приведен пример выполнения заднего стыка крыши кабины, который расположен на малозаметной части корпуса и выполнен так, что оплавку его можно не делать. Край панели имеет загиб, вследствие чего он становится жестким, не коробится, не деформируется при сварке и поэтому не нуждается в оплавке.
Детали из стального листа. Корпусы большинства современных кузовов легковых и кабины грузовых автомобилей выполняются из листовой низкоуглеродистой стали толщиной от 0,75 до 3 мм. Наибольшее применение получили стальные листы толщиной 0,8—1,2 мм.
Конструирование металлических кузовов

Часть деталей может быть изготовлена из прокатанных профилей, но детали сложной формы для кузовов приходится изготовлять не из профилей, а из листа холодной штамповкой. Это особенно целесообразно при массовом производстве и при бескаркасной схеме кузова, когда стержни остова образуются в листах облицовки путем соответствующего профилирования или усиления края листа, а замкнутая система корпуса получается только после окончательной сварки листов его облицовки и отдельных усилителей; косынками в узлах соединений и этих случаях служат листы облицовки.
В деталях из тонкого материала штампуются ребра жесткости. Ребра на плоских или слегка выпуклых деталях должны быть расположены по диагонали детали, на гнутых деталях — перпендикулярно оси их гибки. Характерными примерами усиления деталей ребрами жесткости могут служить щит передней стенки (фиг. 175), пол, внутренняя панель передней стенки и панель боковины (фиг. 176 —178). В пространство, образованное наружной и внутренней панелями двери, необходим доступ для монтажа ее арматуры. Для этого на внутренней панели оставляются отверстия, которые уменьшают вес детали примерно на 0,5 кг; для сохранения жесткости детали, кроме диагональных ребер, края отверстий отбортовываются.
Отбортовка или отгибка является простейшим способом усиления края листа, причем лучшие результаты достигаются при двойной отгибке края.
Конструирование металлических кузовов

Детали, имеющие в сечении корытный профиль, рекомендуется выполнять с расходящимися отбортовками, что упрощает процесс штампования детали. Для усиления отгибок их снабжают штампованными выдавками (фиг. 176), которым в замочных стойках иногда придают форму гнезд для замка и направляющих шипов двери.
Форма детали, подлежащей вытяжке, должна быть как можно более плавной, а глубина вытяжки минимальной. Вытяжка должна производиться в одном направлении от базовой поверхности детали. Радиус вытяжки для одной операции штамповки должен быть в 6—10 раз больше толщины материала. Малые радиусы приводят к неправильному перетеканию материала при штамповке, к образованию складок (так называемый гофр) и даже к разрывам листа.
Все углы детали, углы ее отверстий (с отгибкой и без них) желательно скруглить.
В деталях, при сборке которых может быть несовпадение отверстий, одно из отверстий либо сверлится по месту, либо выполняется продолговатым. Для точности расположения отверстий рекомендуется координировать их не от какого-либо ребра гибки, а от края детали.
В тонком листе трудно осуществить зенковку для нормалей с потайными головками. В этом случае отверстия снабжаются штамповками под форму головки нормали.
Конструирование металлических кузовов

На фиг. 180 приведены примеры правильного и неправильного выполнения характерных участков детали из тонкого листа.
Профили, изготовляемые на роликовых станках, применяются для декоративных накладок, раскладок окон, обивочных реек. Иногда профили используются и для деталей корпуса. На фиг. 181 показаны типовые сечения профилей.
Соединение стальных деталей. В стальном кузове применяются соединения многих видов: винты, болты, шурупы по металлу, заклепки, сварка.
В кузовном производстве употребительны следующие способы сварки: точечная и стыковая электросварка, дуговая и газовая сварка прерывистым и сплошным швом.
Точечная электросварка применяется при наложении листов один на другой (фиг. 182), а также при стыке их; в последнем случае необходима подкладка под шов или отгибка кромок листов. Обычная точечная сварка оставляет на поверхности листов небольшие углубления, которые на листах облицовки оплавляются специальным припоем и зачищаются. Менее заметный шов имеют листы, соединенные рельефной сваркой, но для этого нужно делать в одном из листов небольшие выступы. Точечная сварка может быть применена и в том случае, когда расположение шва на одном из листов недоступно для сварочного инструмента; тогда к этому листу подводится ток, и лист превращается в электрод. Рекомендуется соединяемые детали выполнять таким образом, чтобы точечную сварку можно было осуществить обычным способом на наименьшем расстоянии от свободного края листов. Это упрощает форму электродов и уменьшает вылет сварочной машины или размеры сварочных клещей.
В новейших конструкциях кузовов получила распространение так называемая бесследная точечная сварка.
Конструирование металлических кузовов

Листы могут быть сварены встык (стыковая сварка) при помощи сварки сопротивлением, дуговой или газовой сварки. При сварке сопротивлением плавятся края соединяемых деталей, для чего оставляется некоторый запас. При дуговой и газовой сварке плавится не только материал детали, но и подводимая к месту сварки проволока.
Швы сварки на наружной поверхности кузова подлежат зачистке и оплавлению. В концах сварочных швов обычно устанавливаются две-три заклепки, которые гарантируют сварку от разрыва, если она выполнена недостаточно надежно.
Помимо болтовых, винтовых и заклепочных соединений в кузовостроении применяются соединения других видов, назначение которых — упростить сборку в тех случаях, когда доступ к одной из соединяемых деталей затруднен. Наиболее характерные из этих соединений следующие (фиг. 183—187).
Соединение с помощью шурупов по металлу. Шуруп по металлу при завертывании несколько деформирует края отверстия, которое выполняется меньшим, чем номинальный диаметр шурупа, и соответствует диаметру канавки резьбы. Шурупы по металлу подвергаются цианированию.
Конструирование металлических кузовов

Конструирование металлических кузовов

Соединение с помощью кнопки применяется чаще всего для крепления декоративных деталей к облицовке. В соответствующий паз декоративной детали закладываются проволочные кнопки. Усика кнопки, пружиня, входят в отверстие облицовки и притягивают к ней декоративную деталь.
Соединение с помощью плавающей гайки. К труднодоступной детали предварительно точечной сваркой привариваются коробочки из листового металла, в которые свободно заложены квадратные гайки. Отверстие в детали по диаметру делается несколько больше, чем номинальный диаметр винта. Соединение применяется для крепления крыльев и брызговиков к корпусу кузова и в других местах.
Соединение с помощью гайки-пластинки. Гайки-пластинки привариваются заранее к детали точечной сваркой; при завертывании винта губки гайки притягиваются и, пружиня, создают надежное и плотное крепление.
Соединение с помощью высеченных зубцов. В одной из деталей высекаются трехугольные зубцы, а в другой — отверстия. После наложения одной детали на другую зубцы отгибаются ударами молотка.
Для ускорения завертывания винтов и шурупов целесообразно снабжать головки их крестообразным пазом для отвертки.

 

Похожие новости

Примеры конструкции кузовов с деревянным каркасом
Грузовой фургон «Москвич» (фиг. 159) имеет двухместное переднее сиденье и грузовое помещение в задней части...

Конструирование кузовов из дерева
Главные правила. При конструировании кузова из дерева (главным образом деревянного каркаса) необходимо...

Устройство и развитие конструкции корпуса
Наименование узлов и деталей. Корпус состоит из следующих узлов: основания, которое крепится к раме шасси или...

Общие сведения о типах конструкции корпуса кузова
Требования к конструкции корпуса. Корпус является самой большой по размерам и важнейшей частью кузова. Корпус...

Требования, предъявляемые к форме автомобиля
Требования к форме современного автомобиля и его обтекаемости вкратце можно подытожить в следующем виде. 1....