Обсуждаем

  • admin 10.10.2013
    Как подготовить автомобиль к з ... (1)
    admin-фото
    хм..интересно подметили в последнем абзаце про автозаправки. в наше время не стоит доверять никому, даже заправкам, лучше всегда заправляться тольок на проверенной заправке!
  • Костя 10.10.2013
    Камеры на дорогах станут узнав ... (1)
    Костя-фото
    ну конечно, всё через одно место делается в нашей стране. Какой то депутат или его родственник закупил новую партию видеокамер дорогущих, депутат просунул данный закон в думу, остальные его приняли и для родственника профит. Ну ёлки-палки...неужели нельзя было об этом думать ранее, про распознование лиц в машине, а не закупитть кучу дорогущих видеокамер, а потом купить кучу других видеокамер улучшеных......бред....
  • Гриша 09.10.2013
    Как и зачем убирать снег с маш ... (1)
    Гриша-фото
    спасибо автору статьи за эти дельные советы, которые так сильно пригодятся в наступающей зиме.
  • виталий 08.10.2013
    Форд и Шевроле - два автомобил ... (1)
    виталий-фото
    ничего себе, конструкторы конечно молодцы, вот бы видео этого шедевра увидеть, сча на ютубе посмотрю.
  • Макс 08.10.2013
    Обновление UAZ Patriot (1)
    Макс-фото
    да сколько бы они его не обновляли, эта машина всегда будет хламом, те кто в них ездили поймут о чём я)
  • Юрий 07.10.2013
    Jaguar XF — автомобиль для биз ... (1)
    Юрий-фото
    да, по описанию конечно этот автомобиль просто класс. посмотрим какой он будет на деле, я уже не очень верю в ягуары и ланд роверы с тех пор как их производство перенесли в Индию.
  • василий 06.10.2013
    Volkswagen берёт ориентир на б ... (1)
    василий-фото
    И правильно, полносью поддерживаю фольцваген, так как не только надо думать о бизнес классах!
  • sanek 05.10.2013
    Как улучшить автомобильный дви ... (1)
    sanek-фото
    Огромное спасибо за советы, я даже и не представлял себе, что так можно улучшить движок.
  • фёдор 04.10.2013
    Новые моторы в BMW M3 и M4 (1)
    фёдор-фото
    интересно интересно. Ну посмотрим что у них из этого получится, надеюсь эти движки будут куда лучше чем на e69 кузове...
  • Евгений 03.10.2013
    В декабре ожидается премьера п ... (1)
    Евгений-фото
    Ого, вот это новость! Шикарная машина просто. Надо скорее становится президентом, чтобы кататься на такой)) (шутка)
26
февраль

Восприятие формы автомобиля

Форма движущегося тела и законы зрения. Форма тела кажется наблюдателю красивой, если при построении ее соблюдены законы зрения. Форма автомобиля вследствие его подвижности должна быть рассчитана на восприятие в течение короткого промежутка времени. Вместе с тем автомобиль может быть и в состоянии неподвижности (при стоянке), поэтому для его композиции также действительны и общие законы зрения.
Несмотря на то, что поле зрения глаза человека сравнительно велико, восприятие глазом предметов, фигур и линий больших размеров всегда сопровождается некоторым вращением глазного яблока или движением глаза. Это вызвано тем, что область резкого зрения глаза намного меньше всего поля зрения. Равномерное движение глаза, например при наблюдении прямой линии, не требует от глаза больших физических усилий. Если же в очертаниях наблюдаемого предмета или линии происходит резкое изменение (например поворот прямой под углом), то глаз преодолевает это изменение уже с некоторым усилием, так как по инерции он стремится продолжить первоначальное направление своего движения. Поэтому смягчение, сглаживание резкости перехода в очертании наблюдаемого предмета для глаза весьма желательно, так как в противном случае угол между линиями будет казаться большим, чем действительный.
При наблюдении перелома движущихся линий или формы происходит нарушение восприятия формы в целом или непроизвольное сглаживание глазом этого перелома.
Таким образом первым требованием к форме автомобиля с точки зрения законов восприятия является обеспечение плавности переходов от одной части формы к другой.
Наряду с прямыми линиями и плоскостями глаз легко воспринимает окружности, представляющие собой линии с постоянной кривизной, эллипсы, параболы и другие виды кривых с постоянным и закономерным изменением кривизны. Ho в то время как переход от прямой линии к сопряженной с ней параболе и гиперболе легок для глаза, так как в точке сопряжения радиус кривизны обеих линий бесконечен, переход от прямой к дугам окружности или от дуги одного радиуса к дуге другого требует резкого изменения движения глаза.
Восприятие формы автомобиля

Построение дуги окружности одного радиуса, касательной к двум прямым, расположенным под углом, возможно лишь при равном расстоянии от точек касания до точек пересечения касательных (L = L1) (фиг. 62). Если это условие не соблюдено, то необходимо наличие не менее двух окружностей (фиг. 62, а), и в этом случае глаз наблюдателя должен трижды резко изменять свое движение, так как центры кривизны расположены в разных точках, тогда как при сопряжении параболическим отрезком изменение происходит лишь дважды и с небольшим усилием (фиг. 62, б).
Следовательно, для обеспечения плавности перехода в очертаниях одной формы необходимо постепенное нарастание или убывание кривизны линий и поверхностей, т. е. построение поверхностей с помощью кривых второго порядка — парабол, гипербол (лекальных кривых).
Глаз воспринимает форму без усилий, если составляющие ее отрезки, поверхности и объемы отличаются по размерам лишь незначительно. Поэтому в членении сооружения, в частности автомобиля, необходима определенная пропорциональность. Опытом установлено, что одной из наиболее благоприятных для восприятия является пропорциональность так называемого «золотого сечения».
Сопоставление отрезков, линий, объемов и других элементов композиции должно протекать в определенной последовательности, чтобы глаз при наблюдении совершал плавное, а не скачкообразное движение.
Резко различное построение передних и задних крыльев и основной контурной линии кузова воспринимается глазом как некрасивое, построение же по одному принципу создает необходимую гармонию. Ho повторение в общей форме одного и того же характера линий легко воспринимается лишь до тех пор, пока оно не становится монотонным, назойливым.
Удобными для восприятия глазом являются симметричные пропорции тела и пропорции, аналогичные «золотому сечению». Ho соблюдение симметрии в построении бокового вида автомобильного кузова создает впечатление неподвижности всего автомобиля. В построении же переднего и заднего вида симметрия необходима, чтобы подчеркнуть поперечную уравновешенность автомобиля и постоянство его пропорций по мере приближения или удаления от глаза наблюдателя.
При наблюдении движущегося автомобиля мелкие детали, узоры, украшения остаются незамеченными. Глаз воспринимает только основную форму. Чем проще форма при условии соблюдения правильных пропорций, тем легче воспринимает ее глаз.
Восприятие формы автомобиля

Передвигаясь, отдельные точки автомобиля как бы прочерчивают в пространстве невидимые параллельные линии (фиг. 63). Из законов перспективы известно, что эти линии сходятся в одной точке на горизонте. Поэтому глаз воспринимает параллельные линии в построении кузова, не связанные между собой плавным переходом, как оборванные.
Подтвердим описанные правила построения формы автомобиля несколькими примерами.
На фиг. 64 изображены профили автомобилей с резкими переломами контура (о), с уменьшением резкости переломов путем скругления углов (б), с увеличенными углами между отрезками и с применением отрезков параболы, сглаживающих эти углы (в). Цельность формы во втором и в особенности в третьем случае выражена, несомненно, более отчетливо, чем в первом, и воспринимается быстрее.
Другим примером является построение поясной линии в виде прямой или кривой. Дело в том, что поясная линия, построенная в боковой проекции автомобиля в виде горизонтальной прямой, в действительности выглядит провисающей; в случае вертикальных опорных линий (облицовки радиатора и задней стенки) здесь имеет место оптический обман, хорошо известный в строительной архитектуре (фиг. 65, а); в случае скругления переднего и заднею концов поясной линии ее прямая средняя часть также кажется провисающей из-за инерции" взгляда, движущегося по кривой спереди назад или, наоборот, сзади вперед (фиг. 65, б). Наклонное ветровое окно, наклон задней стойки и покатая линия крыши еще более усиливают эффект провисания поясной линии на основании правила об оптическом увеличении углов при изменении движения
глаза под углом (фиг. 65, в). При наблюдении автомобиля сбоку поясная линия обычно оказывается несколько ниже уровня глаза человека и выглядит провисающей еще и потому, что она опоясывает криволинейную в плане поверхность автомобиля (фиг. 65, г).
Восприятие формы автомобиля

Поясная линия в композиции автомобиля должна быть несколько выгнута вверх в средней части, концы ее желательно скруглить (опустить) как можно более плавно (фиг. 65, д); линию крыши кузова поднять вверх (выпуклость), а нижнюю линию кузова слегка изогнуть вниз в средней части.
На фиг. 66 показана композиция с монотонным повторением линий.
На фиг. 67 приведено несимметричное построение переднего вида грузового автомобиля и автобуса вагонного типа. Такие композиции неуравновешены, неустойчивы, хотя в основе асимметрии и лежит известная техническая целесообразность.
Восприятие формы автомобиля

Построение движущихся тел в природе. Вещи и сооружения, сделанные человеком, выглядят обычно красиво и хорошо выполняют свои функции, если в их форме или деталях этой формы повторяются черты, присущие природным формам (например самолет, близкий к формам птиц, подводная лодка, близкая к формам рыб). Поэтому форма движущихся сооружений должна быть подобна форме движущихся тел живой природы.
В пропорциях любого движущегося тела важнейшими являются величины, определяющие (фиг. 68): отношение высоты к длине H : L и отношение положения линии наибольшего сечения по длине и по высоте, т. е. отношение передней части к задней — А:В и нижней части к верхней — D:C.
Простейшее движущееся тело — падающая капля (фиг. 69, а). Форма падающей капли должна быть исследована нами не в свободном воздушном пространстве, а при наличии поблизости какой-либо плоскости (например стены). Эта плоскость соответствует (для сравнения с формой автомобиля) поверхности дороги. Обнаружено, что при таких условиях капля деформируется и приобретает иной вид (фиг. 69, б). Капля как бы срезается с одной, ближайшей к стене, стороны и вытягивается по длине.
Восприятие формы автомобиля

Изучение пропорций других движущихся тел показывает, что у большинства из них положение наибольшего поперечного сечения более или менее постоянно. Отношение высоты к длине колеблется в значительных пределах и зависит от ряда специфических особенностей тела и способа передвижения его. Наибольшее поперечное сечение находится на расстоянии, равном 0,3—0,41 длины тела от переднего конца его. Наибольшее горизонтальное сечение располагается на расстоянии, равном 0,33—0,5 общей высоты от крайней нижней точки тела. Движущиеся тела симметричны в плане и в виде спереди и сзади.
Такое построение формы соответствует требованиям обтекаемости. Поэтому проработанная с точки зрения обтекаемости форма автомобиля легче поддается архитектурной обработке, чем форма, не увязанная с законами обтекаемости, и, наоборот, форма, правильно скомпонованная на основе законов архитектуры движущихся сооружений, должна быть более обтекаемой, чем форма, скомпонованная без учета этих законов. Ниже будут подробно рассмотрены правила построения обтекаемой формы автомобиля.

 

Похожие новости

Виды и особенности формы автомобиля
Разработанная компоновка кузова и автомобиля ложится в основу объемного решения его формы, но еще не является...

Оформление компоновочного чертежа и макет внутреннего помещения кузова
Работа по компоновке кузова заканчивается выпуском компоновочного чертежа обычно в масштабе 1:5 или 1:2...

Обзорность автомобиля
Хорошая обзорность пути с места водителя является одним из важнейших условий удобства управления автомобилем...

Разборка поверхности пола и колесных кожухов
Высота пола кузова автомобиля от поверхности дороги должна быть наименьшей. Это необходимо для удобства входа...

Общие сведения о компоновке кузова
Компоновкой кузова называется часть конструкторской работы по проектированию автомобиля, во время которой...